Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Br

Время коллективизации

DSCN5801

В Риме времени расцвета победоносный полководец-триумфатор въезжал на форум на священной колеснице в тоге Юпитера с лицом, выкрашенным красной краской, и символизировал собой бога (буквально его статую в капитолийском храме). Но за плечом у него при этом стоял специальный служитель, который упорно гундел ему в ухо: помни, что ты человек. Легионы же, идущие в триумфальном шествии, ведя пленных царей, распевали шуточные песни про своего главнокомандующего. Этот критический сервис чрезвычайно важен для римского державного сознания, он входит неотъемлемым компонентом в триумфальный ритуал, знаменующий собой абсолютную вершину карьеры, как её трактовал самый сильный народ на земле. Почему? Потому, что римляне слишком уважали себя. Потому что они умели делать это – уважать себя, были превосходными знатоками и профессионалами в этом искусстве. Русские же в нём пока неуклюжие новички с улицы.

Collapse )
Buy for 600 tokens
Мы описываем нечто, какую-то диковинную штучку или что? Оно вот такое и разэдакое, а, кстати, где? Где оно лежит? Это такая утопия? Да, очень интересно изложена метафизика некоего государства, которое я называю правым. Ну и что? Приблизилось ли оно этим описанием к воплощению в реальность?…
Br

«Патриотическая позиция»

Очевидна бредовость излюбленной российской манеры «отбрехиваться» от проблем ссылками на «А они там тоже так делают». Как уже говорилось, Путин регулярно прибегает к подобному трюку и цитирует вероятного противника в качестве образца для подражания и руководства к действию. Но в России это хитрое построение мысли, видимо, архетипично. Таковы здесь люди, любят они обманываться: вот в данном случае – вроде чего-то сказали, но чего? Ничего. Но их устраивает. Почему дядька в далёком Киеве хронически привлекается для трактовки вопроса произрастания лопухов в огороде тут у себя перед носом? А так удобнее местным обитателям – переводить тему качества дорог в лекцию о международном положении. С ними это прокатывает. У них с самими собой это прокатывает, точнее.

Collapse )
Br

Ещё пара гвоздей в товарища Сталина

Главный человеческий грех – это глупость. Умственная неполноценность, точнее. Все прочие проблемы – от неё. Аргументация сталинистов, восторженно мечтающих неограниченное число раз пройтись по тем же граблям, как правило на ней и базируется. Как уже говорилось, эти люди в упор не видят связи между явлениями одинаковой природы. Обычно они тупо абсолютизируют факт, куда им в данный момент угодно уткнуться взглядом, упуская контекст, связи и последствия, в которые он вовлечён. Например, Крым, из последних примеров (по ссылке). Сталин научил нечёсаных аборигенов читать и писать, Сталин построил им заводы, Сталин запустил их в космос, Сталин поднял над ними сверхдержаву. Дурни ставят на этом точку, они не в состоянии сообразить, какова связь этой идеологемы с тем, что случилось с оставленным хозяйством через пару десятилетий.

Collapse )
Br

Заботы свиней о рыночной доле свинокомплекса

Не доверяю я сталинизму, цветущему в мозгах россиян в виде мечты о великой и славной мировой державе с клоном Виссарионыча во главе, по той же самой причине, по какой считал бы анекдотической заботу свиней о производственных показателях и рыночной доле свинокомплекса.

Вот пример типового фольклорного высказывания на тему, и оно же – образец лжи: «с точки зрения индивидуалиста, для которого высшей ценностью является личная безопасность и комфорт, он [Сталин] является кровавым палачом, а все достижения советской экономики меркнут перед сломанными судьбами невинно осужденных. С точки зрения коллективиста Сталин - герой, который за 30 лет из разваливающейся аграрной страны собрал индустриальную сверхдержаву с ядерным оружием, которая вышла на второе место в мире по военной мощи и производственному потенциалу».

Полезно было бы препарировать данное утверждение, но следует заметить, что это будет работа патологоанатома, потому что правдоподобность и убедительность здесь не более, чем видимость – перед нами труп. Труп истины. Сейчас мы в нём покопаемся.

Ложь тут всё. Во-первых, в критике сталинизма вовсе не задаёт тон точка зрения людей, для которых «высшей ценностью является личная безопасность и комфорт». Такие люди редко выступают. Публичность противоречит выбранной ими установке, поэтому они ораторствуют, мимикрируя. В рамках сталинизма они сталинисты, которые охотно напишут донос, при либерализме либералы, бескомпромиссно доносящие на доносчиков, но в любом случае они стремятся вписаться в систему, на которую плевать хотели, занять в ней своё паразитическое место и увидеть её в гробу. «Комфортно устроиться» в предложенных рамках всегда безопаснее, чем эти рамки переходить, однако если выгодно будет предать, то, конечно, надо будет предать: именно так велят соображения комфорта. Но, наверное, вряд ли будет справедливо утверждать, что Солженицын превыше всего ценил свои безопасность и комфорт.

Collapse )
Br

Повторение сказанного

«Конечно, стержень власти, её вертикаль – это её сакрализация. Но, действительно, существует не единственная концепция (сакральности) власти. Более широко надо говорить о её культе_культуре, о ценностном освящении, то есть интериоризации, «одухотворении», но также и «объективации» в результате (подобно произведению искусства, каковое есть продуктивный синтез личного, субъективного и объективно-сверхличного). При этом меч, религия и монархия соотносятся достаточно сложно. Короли средних веков и нового времени – изначально воины. Фигура короля соединяла военные и сакральные функции. И только взаимопроникновение священного и военного позволяло обладать мечом достаточно весомым, чтобы этот меч назывался государством. (Противоречивая история взаимопроникновения двух начал на христианской почве обсуждается тут.) Однако подобное соединение не тождественно монархии. Римская республика или спартанское государство, в котором над царями стояли эфоры, являли собой такое же вооруженное властвование_ как_священнодействие, регламентированное в другой религиозно-культурно-социальной системе. Что касается договора как источника сакральности, то ему трудно быть таковым – напротив, исторически договоры имели силу обязательности благодаря религиозным санкциям. Чтобы договор исполнялся не только тогда, когда это здесь и сейчас выгодно данной конкретной стороне, он должен быть носителем власти более высокого уровня – обобщённой, сверхличной, власти над текущими и локальными проявлениями власти, то есть быть рефлексией власти в себя и над собой. Таким образом этот вышестоящий властный уровень считается уже существующим, уже активированным. «Договор священен», если вообще Есть Священное. А если его нет? Можно ли заключить договор о том, что «Бог есть» – создать Бога договором? Можно ли заключить договор о том, что Государство есть? В последнем случае целый хор философов и публицистов кричит: да, конечно. А на самом деле, когда люди уже «государственные» (уже где-то таковыми стали), они легко договорятся о скоординированном, ответственном, государственном поведении, будучи выселенными на необитаемый остров. «Государство» (которое уже в них – как их духовное состояние, их уровень развития идеи власти) легко тиражируется и масштабируется, «выходя наружу». Но если его в них изначально нет, о нём не «договоришься».

ОТСЮДА
Br

«Империя» СССР

Комментарий на каталог достижений Сталина и СССР с ключевыми фразами: «Вот СССР свою половину мира в руках и держал, на что его предшественница РИ и вовсе не способна была», «Что Вас смущает? Кумачовость, серпасто-молоткастость? Но ведь это конкретно-исторический антураж. Вам нужны шашечки или ехать?» Вам нужен Сталин или то, что было после него? – риторически спрашивает далее автор каталога.

Отвечаю: капитуляция конца 80-х гг. напрямую связана с неистинным характером «империи» Сталина, с культивированием аппаратного холуйства в качестве единственного способа управления, доступного «восставшим массам» – ущербно-социальным продуктам распада 1917 г. Шестидесятые-восьмидесятые – это следствие и вывод из сталинизма в такой же степени, как и выход из него.

Collapse )
Br

Воины и клирики. Возвращение-3

DSCN0186

Призрак Рима бродил по Европе все средние века, вплоть до того, что даже в отдаленных от Средиземноморья странах монархи могли рассуждать о себе в терминах «король и император в пределах своего королевства» (засвидетельствовано неоднократно). Будто бы реанимируя те времена, когда цезарь Констанций Хлор, отец Константина, соправитель августа Максимиана, имел штаб-квартиру в Британии, тогда как Максимиан в Медиолане. Констанций, собственно, и умер в Йорке. Уже в ту пору Рим перестал быть географическим пунктом, он был расточён в пространствах во всех смыслах этого слова – растрачен и распространён одновременно. Как опять же учит нас Гегель, динамически дополняя Платона, никакая вещь не может стать идеей, не пройдя через своё отрицание, через разрушение и гибель. Древнему процессу делокализации Рима придал наиболее заметный, но не решающий, импульс, конечно же, Константин. Продублировав стольный город на Босфоре, во что он превращал старый имперский центр? В музей, с одной стороны. А с другой – в модель. Разрушая античный сакральный космос, Константин, говоря очень образно, выпускал духов на волю. Отрицая, он обобщал.

Collapse )
Br

Воины и клирики. Возвращение-2

DSCN0349

Древность интересует людей как источник конспирологий, а не типологий. А гвельфы и гибеллины – к сожалению, типология. К сожалению, потому что можно было бы сейчас запустить с таинственным видом, загадочно вращая глазами, какую-нибудь хрень о «миропроектах», как это делают некоторые. Но мы не станем так поступать. Нет никакого ордена ни гвельфов, ни левых, которые из поколения в поколение передают задачу разрушить «имперский мир», поставленную им «самим диаволом». Это неуёмное желание – разрушить – тем не менее воспроизводится с нарастающим размахом, однако не вследствие заговора, а само порождая заговоры, не через эзотерическую индоктринацию по цепи «антитрадиции», но благодаря постоянной подпитке напрямую из первоисточника. Массам последний вариант скучен: чтобы они прониклись и употребили, им надобно сервировать тему в стиле Дэна Брауна, подкинув махинации секретных обществ. Пока не беллетристика, не считается. Но мы-то будем считать так, как правильно, даже если это не приносит удовлетворения гражданам, привыкшим разевать варежку навстречу захватывающим россказням.

Collapse )
Br

Эццелино и святой

P_20190226_181801

Портретов Эццелино, естественно, не сохранилось. XIII век – он такой. Не научились ещё. Но знали уже, что можно и даже нужно, о чём свидетельствует скульптурная композиция Уты и Эккехарда аж XI века из собора в Наумбурге, этот великолепный ранний памятник светской рыцарско-аристократической культуры, представляющий всё то, за что впоследствии императоры двести лет боролись с папами. Но традиция изображать давно ушедшего властителя Падуи и Вероны имеется. На фото падуанский пример 1850-х гг:

Collapse )