rightview (rightview) wrote,
rightview
rightview

Фундамент небесной тверди. Храм Юпитера Капитолийского (продолжение)

Ну что ж, пора продолжить наше путешествие по Капитолию. Напомню, что основная мысль текста, начатого здесь, состояла в проведении рискованных аналогий с остатками иерусалимского храма. Я ненавязчиво предполагаю, что сохранившиеся элементы фундамента капитолийского святилища Юпитера для всех, кто духовно чувствует своё римское происхождение, кто возводит себя к Риму как культурному и историческому центру, могут обладать тем же значением, что и «стена плача» для евреев. А так чувствовать и мыслить имеет основание практически каждый человек, которому дорога трехтысячелетняя европейская идентичность (или шире, индоевропейская).

Сейчас мы продолжим маршрут к фундаменту храма, после чего обратимся вновь к такому интереснейшему предмету, как юпитерианская теология.

Итак, некоторое время тому назад мы оказались на террасе palazzo Caffarelli, откуда спустились во внутренний двор, осмотрели места, где когда-то стоял главный храм Римской империи и даже увидели через стекло остатки его фундамента. Замечу, что террасу отличают не только прекрасные виды на памятники истории и культуры (вот, к примеру, на четвертом сверху фото в предыдущей части текста то самое, о чём в «Деяниях Августа» говорится: «Возле храма Аполлона, на земле, купленной большей частью на свои средства, я соорудил театр, который известен под именем моего зятя М. Марцелла» – мы видим здесь и колонны храма Аполлона и в значительной мере сохранившийся театр Марцелла) – но там также можно выпить кофе или прекрасного свежевыжатого апельсинового сока, позавтракать среди других посетителей – или же отдохнуть в отдалении на удобной каменной скамейке:

название или описание

название или описание

Но дальше наш путь лежит обратно на piazza Campidoglio, куда правильнее всего попасть, выйдя из подъезда palazzo и отправившись не направо – дорогой, которой мы сюда пришли – но налево, чтобы обогнуть palazzo Caffarelli и вершину Капитолийского холма против часовой стрелки и вступить на небольшую via del Tempio di Giove (улица храма Юпитера). Точное название улицы, по которой мы шествуем, чтобы туда выйти – via di Villa Caffarelli. Улица храма Юпитера ведёт на piazza Campidoglio. Совершив этот маршрут, можно пройти мимо такого легендарного пункта, как тарпейская скала, неоднократно поминаемая у античных авторов, – крутой склон холма, откуда в древнейшие времена сбрасывали вниз, в направлении к реке, приговоренных к смерти; когда вступаешь на via del Tempio di Giove, она остаётся по правую руку. И, вероятнее всего, где-то здесь же пролегала, в более позднюю эпоху, так называемая scalae Gemoniae, «лестница рыданий», по которой крючьями тащили прочь от холма к Тибру тела казнённых. Краткое введение в эту процедуру с интересными подробностями, относящееся ко времени подавления заговора Сеяна при Тиберии, находим у Тацита в VI книге «Анналов» или у Светония в биографии этого императора.

Пройдя этим полукругом по пути адских преданий, через эту своеобразную зону смерти, одолев мысленно отвлекающие преграды, мы готовы снова подняться на вершину холма, чтобы достичь конечной цели. Вспомнив по дороге рассказ Плутарха («Попликола, XIV) об эпизоде, случившемся в то время, как консул Гораций проводил освящение капитолийского храма в сентябре 509 г. до н. э.:

«В сентябрьские иды, как раз соответствующие полнолунию в аттическом месяце метагитнионе, все собрались в Капитолии. Гораций в глубоком молчании совершил все остальные обряды и, держась по обычаю, рукой за дверь храма, хотел произнести установленные при его освящении молитвы, как вдруг брат Попликолы, Марк, долго стоявший в дверях, ожидая этой минуты, крикнул: «Консул, твой сын заболел и умер в лагере!» Эти слова произвели неприятное впечатление на всех, кто их слышал. Но Гораций нисколько не смутился. Он сказал только: «Бросьте труп, куда хотите — горе чуждо для меня!» — и продолжал совершать освящение. Известие было ложно — Марк выдумал его для того, чтобы не дать Горацию совершить освящение». (Мотив – конкуренция среди римской знати за право совершить священный обряд.)

Вернувшись на площадь, в центре которой возвышается копия конной статуи Марка Аврелия, покупаем билеты в Капитолийские музеи. В сравнении с Ватиканскими музеями попасть в них гораздо легче.

Решительно, Марк Аврелий вызвался быть нашим гидом на пути к основанию. Двигаясь по ходу экспозиции, давайте обратим внимание на этот барельеф, украшающий (насколько помню) стену площадки перед входом на один из этажей. В 2012 г. изменившиеся правила музея не дали мне его в очередной раз сфотографировать, но в 2007 г. ничто не мешало это сделать, правда качеством хвастаться не буду:

название или описание

А ведь это не кто иной, как император Марк, совершающий, совместно с членами семьи, жертвоприношение… Где? Вот что самое важное. Император с семейством изображен на фоне, вне всяких сомнений, храма Юпитера. Отличительный признак, мешающий допустить ошибку – квадрига на фронтоне. Профессиональное фото барельефа позволяет лучше рассмотреть детали:

название или описание

Однако, видимо, изображение достаточно условное. Оно не соответствует ни планам, восстановленным благодаря археологическим данным, ни облику сооружения, приводившего современников в трепет (вспомним из предыдущей части текста восхищение императора Констанция, который впервые в жизни поднялся на Капитолий в 357 г.).

Мы должны представлять, как выглядело здание с учетом того обстоятельства, что двери и крыша были покрыты золотом, вход во внутренние помещения (целлы), где на золотом троне находилась статуя Юпитера в одежде триумфатора и короне (которую во время триумфальной процессии держали над головой победоносного полководца), прикрывал с фасада тройной ряд колонн, согласно следующей реконструкции:


название или описание


название или описание


Ну, и уж если говорить о колоннах, нужно взглянуть на фото из архибазилики San Giovanni in Laterano – по статусу главного храма католической церкви, кафедрального собора Рима и места служения римского епископа (снова извиняюсь по поводу качества). Говорят, это колонны, когда-то позаимствованные из храма Юпитера.


название или описание


Концентрация легендарных шедевров в экспозиции Капитолийских музеев возрастает по мере приближения к истокам. Лучшее сосредоточено подле стены храма, подобно тому как в Ватиканских музеях все дороги ведут в Сикстинскую капеллу. Перемещаясь к цели в недрах palazzo Conservatori, мы уже совсем рядом и видим… Никак нельзя не подойти и не засвидетельствовать почтение:


название или описание


Узнаёте?


название или описание


Бюст, который мы привыкли видеть, кажется, в любом учебнике или книге по римской истории и культуре. Брут Капитолийский. Вот такие основывают республики. Есть смысл у него кое-чему поучиться. Похож на представителей «нетрадиционно-креативного меньшинства»? Нет. Поучительно.

Ну и, наконец:


название или описание


Ближний круг. Нас опять встречает Марк Аврелий, чтобы на этот раз представить своим лучшим друзьям:


название или описание


Пришли.


название или описание


название или описание

название или описание


Стена радости.


название или описание

название или описание


Макет удачно демонстрирует соотношение целого и сохранившейся части:


название или описание


Расположение храма на холме с учетом современного состояния объектов и вид Капитолия в древние времена:


название или описание

название или описание

название или описание

название или описание



Очень интересно, что там, за этой дверью.


название или описание

ЭКСКУРС В ЮПИТЕРИАНСКУЮ ТЕОЛОГИЮ СЛЕДУЕТ.
Tags: Италия, Рим, Юпитер Капитолийский
Subscribe
promo rightview february 3, 14:47 81
Buy for 600 tokens
Проблема придворной политологии в том, что она не знает никаких «элит» – в её поле зрения попадают придворные и только придворные. Под «элитной конкуренцией» на эзоповом дворцовом языке разумеется самозабвенная борьба придворных клик, которая может продолжаться до скончания веков – иначе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments