rightview (rightview) wrote,
rightview
rightview

Category:

Об одном современном мифе

«Структурно, сущностно это протест человека настоящего-будущего, человека сети, привыкшего, по крайней мере, в качестве коммуниканта существовать в среде без иерархий, против мира, в котором эти иерархии наличествуют. И мир, что интересно, поддается. Мир начинает суетиться, принимаются — безусловно, под давлением протестующих, что бы там ни говорилось, — какие-то решения, мир начинает меняться, трещать, ломаться».

«Неважно, каково содержание уступок мира реального, досетевого, старого, миру новому. Важно, что мир ломается. Естественно, ломать его начинают с политики, потому что политика — это сфера речи по преимуществу, сфера мнений, то есть сфера, которую человек интернета от интернета уже и не отличает».

Отсюда: http://ivand.livejournal.com/1571638.html

Замени «человека сетевого» на «человека стадного», интересно, намного ли трансформируется смысл этих высказываний? И насколько суть всех перемен сводится к тому, что «бессознательно-иерархическое» временно вытесняет собой «сознательно-иерархическое»? То, как описывает происходящее Давыдов, есть лишь интерпретация, спустившаяся ему в голову «откуда-то», а откуда, он, как сетевой человек, задумываться не хочет (не задумываться об этом, вероятно, и значит быть «сетевым»). Его точная уверенность в том, кому и чему принадлежит будущее, «априорна».

Альтернативным является описание того же самого как глобального процесса утраты «самосознания силы» – архетипа сознания, отличавшего великие эпохи. Это процесс самоотрицания власти, её интеллектуального отпадения от самой себя, когда она стремится уйти в подполье, спрятаться от самой себя за чьи-то спины. Да, бывает такое, что власть «левеет».

В этих переменах нет ничего «беспрецедентного», что служило бы поводом разделить мир и историю на «до» и «после». Такое случалось, и не раз. Временами люди становились сильнее и крупнее. Временами мельчали, слабели и вырождались (вплоть до стадии, которая на жестком классическом языке характеризуется формулой «кругом одни рабы и никаких господ»). Когда происходило последнее, формировались идеологии, выражавшие именно эту тенденцию. Шпенглер в своё время говорил о «западно-европейской форме буддизма», полагая, что заявка на данную роль подана социализмом. Рассуждения о «сетевом человеке будущего», который как бы титан, но как бы очень незаметный титан – то есть о титанизме маленького человека – вариации на ту же тему.

Давыдов считает, что «сетевой человек будущего» мощной дланью крушит старый иерархический мир. Это примерно как думать, что именно крысы и хомячки, расплодившиеся на руинах города, погибшего в результате некой катастрофы, изгнали из него прежних хозяев. Да нет же: прерогатива изгнания хозяев из города всегда резервируется ими за самими собой. «На самом деле» «старый» великий иерархический мир время от времени разрушается, слабея и ветшая, чтобы затем возродиться вновь. И что из этого следует?
Subscribe
promo rightview february 3, 14:47 81
Buy for 600 tokens
Проблема придворной политологии в том, что она не знает никаких «элит» – в её поле зрения попадают придворные и только придворные. Под «элитной конкуренцией» на эзоповом дворцовом языке разумеется самозабвенная борьба придворных клик, которая может продолжаться до скончания веков – иначе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments