rightview (rightview) wrote,
rightview
rightview

Categories:

Любимая песня Пиночета

Вот послушал-посмотрел я вживую хор Сретенского монастыря. Хорош. Никон – точно Жила. Создаёт эту звуковую стихию и правит ею, и три дня спустя продолжают радовать голоса в голове признаком душевного здравия и хорошего настроения. Особенно тембром солиста Михаила Миллера – ну, вот люблю низкие регистры, басы, басы-баритоны, и всё тут. Впрочем, как и высокие.

Ради такого дела подобрел я даже к самому митрополиту Тихону (Шевкунову), куратору монастыря и хора, заядлому радетелю византийской исконности – приложил же он, однако, руку к тому, чтобы этот коллектив был известен в стране и за пределами.

В первом отделении пели сочинения Пахмутовой-Добронравова, во втором своё классическое, от Баха до «Коня». Концептуальный замысел бросался в уши: перепеть, по поручению отца Тихона, советско-комсомольское по-православному. Старались. Не всё получилось в запланированном направлении. Пели разное, но – что удивило и позабавило – во втором отделении особо выделили любимую песню Уго Чавеса, а также «Гуантанамеру», которую когда-то исполнили для самого Рауля Кастро. В сочетании с «Let my people go», то есть, как никак, спиричуэлс, тренд обозначился во всей красе.

Слушая, насколько музыкально изысканно и вдохновенно православный хор именем Луи Армстронга убеждает царя отпустить «народ» я думал: вот же… пока белые угнетали черных, до чего культурны были те и другие. Негры хранили скорбное достоинство, вспоминал я недавно просмотренный «Миссисипи в огне», и самовыражались духовными песнопениями. Но стоило им освободиться, как из них вырвался хип-хоп, на нём они с белыми и сошлись. Белые также избавились от угнетения и от культуры, только с другой стороны. Правильно, ведь культура – это тоже «угнетение», иерархия сущностей, смыслов и форм.

Но почему же такой уклон, думал я дальше, отчего бы этим птенцам гнезда Тихонова не спеть, скажем, любимую песню Пиночета? Хотя бы для равновесия. А с другой стороны, разве не был тот воцерковлен несколько больше, чем команданте Рауль или команданте Уго? Или этот повод для симпатии со стороны монастырского хора уходит на второй план по сравнению с общностью иной природы? Левые твари чувствуют друг друга издалека. Но применимо ли данное положение к этим великолепно поющим людям? Или оно применимо к другу Путина, их покровителю в клобуке?

Кстати, любимая песня Пиночета называется «El Rey» — «Король». Это довольно поучительно. Посмотрим её перевод:

Прекрасно понимаю, что я вне игры,
но в тот день, когда я умру,
знаю, ты наверняка будешь плакать.

Скажешь, что не любила меня,
но будешь очень печальной.
И печаль твоя не пройдёт.

С деньгами и без денег,
я всегда делаю, что хочу,
а мое слово — закон.
У меня нет ни трона, ни королевы,
и никто не понимает меня.
Но я остаюсь королём!

Камень на моём пути,
научил меня, что моя судьба –
скитаться и скитаться.

Потом один погонщик сказал мне,
что не обязательно приходить первым,
но нужно уметь достигать своей цели.

С деньгами и без денег,
я всегда делаю, что хочу,
а мое слово — закон.
У меня нет ни трона, ни королевы,
и никто не понимает меня.
Но я остаюсь королём!

Не многовато ли индивидуализма в «любимой песне» для такого корпоративного человека, каким был правый диктатор Чили? Впрочем, надо полагать, это нечто сулланское. Луций Корнелий тоже ведь много думал именно о себе, и считал персонально себя особым счастливцем, любимцем богов и баловнем судьбы, хотя большую часть жизни не имел ни кола, ни двора. При том отличался умом, жестокостью и волей в сочетании с солидарностью правого типа (сверхсубъектной солидарностью сильных), что и выдвинуло его на роль лидера оптиматов. Высокий уровень культуры власти, на котором духовно как личность располагался Сулла, полностью определял его жизненную и политическую позицию. (Надо ли уточнять, что когда мы говорим о «солидарности сильных» и о «культуре власти», речь идёт об одном и том же с разных точек зрения, о различных проекциях духовной сущности римской державной традиции. Традиция потому и державна, что представляет собой пирамиду духовных состояний.)

Через таких людей воплощался римский политический идеал. Но в последний век старой республики они появлялись реже и в верхах, и в низах, а плоть идеала ослабела и расхворалась. Тема аристократического индивидуализма, «одиночества в пути», прибавила в актуальности. Его не приходится путать с ментальностью выскочки-голодранца (последнее – строго говоря, не «ментальность, автоматически присущая выскочке/голодранцу», но «ментальность выскочки/голодранца», которая может украсить личность из любого слоя общества.) Тут другое.

Пиночет не имел римской школы имперско-республиканской культуры, его чему-то научила чилийская армия, когда-то созданная немцами, плюс корни. Но на иерархической лестнице культуры власти он стоял не низко (в отличие от советских генералов, которые всегда оставались «простыми людьми», «дворовыми пацанами» и оттого «самодурами» в общении ли с подчиненными, в оценках ли происходящего в стране и мире). Тем не менее «El Rey»… Здесь, в Латинской Америке, люди правого духовного формата ещё реже, ещё атипичнее, чем в «последнем римском веке», поэтому самовосприятие, заданное автором песни дону Аугусто, иронически оправдано.

Оправдано в рамках модельно-постановочного «возвращения к основам», одной из версий такого возвращения – не забудем, что в христианской традиции и Бог ходил когда-то одиноко по земле, лишённый трона и понимания, однако не переставал быть при этом источником царственности. В одиночестве всегда чувствуется нечто правое – леваки стадны. Заполненные площади, ревущие массы – это всегда по-левому, и неважно, как зовут оратора, который взгромоздился над ними вершиной стадного состояния, Фидель или Адольф. Ощущать себя в толпе словно рыба в воде значит демонстрировать плохой признак. Наоборот, правое сознание чтит великое одиночество как одно из измерений реальности. «Душу Богу , жизнь царю, честь никому» – эта фраза при всей своей фольклорности передаёт представление о чём-то несводимом к различным условным общностям. Правое начинается с Я и в Я: данное утверждение настолько же справедливо, насколько и тезис о необходимой включенности правого человека (сверхсубъекта) в освящённую и универсальную систему власти. Внутри себя он чувствует своё единство с ней, на высоте себя, в собственной глубине, дистанцируясь от всего, поднимаясь над всем, находит место во всём.

[Как в Латинской Америке горланят «El Rey»]

Судя по всему, пользуется у них там любовью эта вещь. Но, что и говорить, приятнее было бы услышать в прекрасном сретенском исполнении, и неважно, в ассоциации с Пиночетом, Франко или без, скорее вот что-то подобное: «Adiós catedral de Burgos»



Давно умерший Robert Shaw, под чьим управлением хор и солистка поют испанскую традиционную песню, в какой-то мере прототип Никона Жилы – в качестве успешного хорового музыканта, которому в равной мере доступны священное и мирское, древнее и модерновое. Песня, конечно, превосходна: в ней слышится настоящая кастильская – готская – Испания, строгая, изысканно-державная, изысканно-властная, скорбная и торжествующая одновременно.

И, однако, кажется мне почему-то, что в России концерты православного хора надлежит заканчивать так:



Всегда.

Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Теория Спарты

    Мы описываем нечто, какую-то диковинную штучку или что? Оно вот такое и разэдакое, а, кстати, где? Где оно лежит? Это такая утопия? Да, очень…

  • Тудыть их всех

    Пятница стала траурным днём для всемирного фонда защиты дикой природы. Мугабе умер. Экземпляр был достоин Красной книги и хорошего зоопарка – таких в…

  • Дорогая она, столица

    Вот смотрю я на Москву и думаю: что это такое? Если это визитная карточка путинской России, то почему не в коня корм и именно тут столько…

  • Время коллективизации

    В Риме времени расцвета победоносный полководец-триумфатор въезжал на форум на священной колеснице в тоге Юпитера с лицом, выкрашенным красной…

  • Снова о реинкарнации

    Советский Союз частично жив, частично мёртв – и то, и другое упаковано в нынешних россиянах, которые, да, несомненно, напоминают ходячих мертвецов…

  • Иди к Амину

    Хорошая иллюстрация. Дело в том, что Владимир Владимирович и в самом деле обрёк себя на существование в некой спецвселенной, где северокорейский…

promo rightview march 6, 00:18 123
Buy for 600 tokens
В России не верят в суды. Не верят в институты. Не верят в чиновников. Не верят в иерархов церкви. Не верят друг другу. Не верят, что ни во что «это» не верят. Однако твёрдо верят, что через «всё это», сплошь конкретно никакое, ложное и гнусное само по себе, веет некая «правда», некая…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments