?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Время коллективизации

DSCN5801

В Риме времени расцвета победоносный полководец-триумфатор въезжал на форум на священной колеснице в тоге Юпитера с лицом, выкрашенным красной краской, и символизировал собой бога (буквально его статую в капитолийском храме). Но за плечом у него при этом стоял специальный служитель, который упорно гундел ему в ухо: помни, что ты человек. Легионы же, идущие в триумфальном шествии, ведя пленных царей, распевали шуточные песни про своего главнокомандующего. Этот критический сервис чрезвычайно важен для римского державного сознания, он входит неотъемлемым компонентом в триумфальный ритуал, знаменующий собой абсолютную вершину карьеры, как её трактовал самый сильный народ на земле. Почему? Потому, что римляне слишком уважали себя. Потому что они умели делать это – уважать себя, были превосходными знатоками и профессионалами в этом искусстве. Русские же в нём пока неуклюжие новички с улицы.

То, о чём мы сейчас говорим, связано с начатой тут темой. На самом деле, речь здесь с разных сторон об одном и том же. Коллегиальность вместо персоналистского единовластия в своей глубине означает принципиальный акт различения власти и властвующего, идеи власти и её инкарнации/носителя. В России этот акт разделения, он же – см. далее – акт высшего уважения к самому себе пока не состоялся. В Риме он лежал в основе государства (то есть республики). Служитель на колеснице как раз и напоминал триумфатору: ты – носитель, а вот то главное, что в тебе, больше, чем ты, оно над тобой, никогда не сводится к твоему физическому телу, и даже не думай ронять его (своё) величие, пытаясь его присвоить, прикарманить, обналичить и заземлить. Это было бы словно муза на цепи, если прибегнуть к примеру из другой, хотя и очень близкой сферы. Чти себя: твоё величие всегда больше, чем ты – думали те люди. Сакральная сверхличная сверхчеловеческая духовная сущность, которая осеняет, даруя качества божественности – а организующая сила, власть, которая воздвигает(ся), демиургически создаёт, строит, представая правилом и порядком, а не разрушает(ся), именно «божественна» – приходит и уходит по собственной логике. Она сверхлична и потому публична. Она – бесконечный ресурс, к которому подключена и из которого черпает – по мере личной предрасположенности, личных способностей – вся «община верных», посвящённая в её истину. Она проявляется состоянием успеха, наделённости властью, государственными полномочиями – тем, что является целью стремлений римлянина верхних сословий. Культ персональных и родовых качеств, чрезвычайно развитый в Риме (см. сказанное здесь о virtus), предполагает её, ориентируется на неё, только в ней и осуществляется, поднимаясь на свой высший уровень: подобно тому, как в христианской концепции личное усилие без благодати – напрасная потеря сил, доблесть без Рима, без империи – в некотором смысле сорняк.

Греки и римляне придумали европейское государство, введя это разделение сущности и существования, учредив переходящую власть, сверхличную сущность как власть-полномочие. Государство – это state, состояние, уточнили на Западе античную мысль, усматривавшую в нём «публичное дело» (res publica). Это состояние должности: динамический, преходящий статус человека, сегодня получившего полномочия и осуществляющего власть в соответствии с ними, а завтра вернувшегося к положению частного лица или занявшего другое место в государственной иерархии. Для государства существенна способность приказывающего субъекта быть и подчиняющимся субъектом. Государство – это не столько власть, сколько идея власти: сверх-власть, способность властвующих, как и подчиняющихся, смотреть на себя сверху, «с государственной точки зрения», которая, однако, нематериализована, духовна, «воздушна», то есть является их состоянием, их внутренним высшим измерением. Последний подлинный римский государственный жест – отставка (а не отречение!) Диоклетиана в 305 году после истечения двадцатилетнего срока пребывания в ранге августа. Даже императорские полномочия «приходят и уходят», и именно верховная власть, приближающаяся к абсолютной, оказывается долгом, «должностью», служением, превосходящей метафизической сущностью, которая осеняет другого и других. В последующем, однако, власть всё больше отождествляется с телом императора_ здесь_и_сейчас, то есть становится такой же хрупкой, тленной и уязвимой.

DSCN5348

В период расцвета империи, носивший название «республики», власть была коллегиальной и переходящей – и именно потому непреходящей-миродержавной. Сегодня Марк, находясь в армии, исполняет приказы консула Гнея. А завтра Марк станет консулом, Гней – частным человеком, «простым квиритом», однако он пребывает в государстве, государство в нём, а государство – это самоуважение. Это бесконечная ценность власти, утверждаемая её конечными носителями (которые её осуществляют, отдавая и исполняя приказ). Когда эта сверхличная власть переходит от Гнея к Марку, то Гней будет подчиняться ей (то есть её временному носителю Марку в пределах компетенции консула) аналогично тому, как подчинялся ей Марк, когда Гней был на его месте. Выполнить приказ магистрата, отдать приказ, будучи магистратом – публичные деяния тождественного достоинства, выражающие причастность к государству, единство сверхличной сущности и дуализм состояний.

Государство – не просто высшее состояние, это рефлексия в него и из него. Это со-стояние приказывающих и исполняющих, и если не тождество, то взаимопереход между ними. Государство раскрывается в смене ролей, которая является сущностной. Люди приходят на должности и уходят в отставку, но нечто в них, называемое государством, остаётся. Государство меняет формы присутствия, но личность остаётся. Если государство – это со-стояния (во) власти, то его состоятельность обеспечивается принципиальной открытостью властных статусов, их доступностью для замещения. В средневековье Бог, республика в античности служили источниками состоятельности. В средние века, назначая короля, правил Бог, но мир считался заведомо неистинным, поэтому равенство возможностей достигалось в рамках церкви – посредством святости и благодати. Любой мог стать святым и снискать благодать, в этом решающем отношении максимально приближаясь к запредельному центру посюсторонней власти. Античный мир был истинен сам по себе, поэтому развитие государства в нём более очевидным образом увязывалось с тенденцией размыкания элиты, обновлением правящего слоя, поощрением честолюбия и кадровыми лестницами.

Сказанное необходимо, если мы хотим понять, из каких культурных и ценностных глубин поднимается западный феномен сменяемости власти, тупо воспринимаемый эпигонами Запада как нечто само собой разумеющееся, элементарное и очевидное: мол, надо лишь ножкой достаточно энергично топнуть, и будет она вам сменяться. Коллегиальность, делегируемость и институциализация – явления, применительно к власти, одного порядка. Понятно, что на российских землях всё это пока под большим вопросом. Однако в любом случае кому-то нелишним будет по римскому образцу дежурно повторять над ухом нашего триумфатора приблизительно то же самое, что твердил римским победоносным полководцам госраб, стоявший с ними на колеснице. Дуализм бога и человека в одном государственном лице, в единстве торжественного политического образа, поддерживался римлянами столь же неукоснительно, как и обычай любому магистрату назначать соправителя (несколько народных трибунов, преторов, два консула; даже императоров при Диоклетиане было официально четверо) и наделять полномочиями строго на определённый срок.

Сегодня римский опыт неожиданно востребован, хотя мало кто о том уже догадался. Соратники великого_гения_самодержца_и_спасителя_планеты, еще полчаса назад убеждённые, что им нужен тупой культ первого лица и сдуру преуспевшие в нём, сегодня начинают задумываться об альтернативах. Им этот культ уже ни к чему – он из меню столовки для персонала, а не из высокой кухни, откуда они сами вкушать изволят. Отныне ставка на «вождя» – фактор нестабильности и ненадежности. Старый вождь начинает тихонько хромать и его пора готовить к списанию в утиль. Новый, не дай Господь ему воли, чисто по-дружески выпустит кишки трем четвертям из тех, у кого сейчас есть право голоса в узком кругу – и куда им податься, если здесь не будет жизни? Путешествовать по заграницам как поступал Иван Шувалов, фаворит Елизаветы Петровны, когда власть перешла к Екатерине Алексевне? Почему-то кажется, что по состоянию на 2019 год подобные варианты ими рассматриваются без особого энтузиазма. Никто ни за границей, ни в России не защитит пожалования предыдущего царствования при новом, потому что на бумаге их и не было – они по сути неформальны, нелегальны, нелегитимны, подпольны, бери их голыми руками. Добро «добрых молодцев» – добыча новых страждущих. Поэтому садиться им, молодцам, надо, прямо сейчас, не ждать, когда посадят, и думу думать, мозговой штурм устраивать, как преодолеть цезаристские крайности и реорганизовать хозяйство успешнее, чем удалось это предшественникам из Верховного тайного совета в 1730 году или из Политбюро в 1957. На проект коллективизации власти есть у них ещё несколько лет в запасе.

Продолжение следует

Featured Posts from This Journal

  • Родовые муки коллегиальности

    В чем суть проблемы, которая, можно не сомневаться, изрядно отравляет триумфальное настроение дорогого Владимира Владимировича? В том, что он не…

  • Есть такой выбор

    >Есть такая поговорка, выражающая чрезвычайно важный принцип формирования власти: _кто умеет подчиняться, тот умеет командовать (управлять,…

  • Царства древние и новые

    «Всё-таки левые – революционеры. Что бы делали правые, если б вдруг левые исчезли как класс? Так бы и жили в своём "Древнем царстве Египта"...…

  • Система переключается

    Итак, канализация засорилась. Систему переключений заело. Техника ухода от себя is out of order – сама вышла из строя. Мы вступаем в период…

  • Слушаем и повинуемся

    Первое послание ап. Павла коринфянам следует переименовать в послание русским. Продолжая комментарий irene_glotova, замечу: если верно…

  • Фундамент небесной тверди. Храм Юпитера Капитолийского.

    Январь я провожу чаще всего в Италии. В этом году вышло иначе, поэтому хочется вспомнить места, которые непременно посещаю, когда нахожусь в Риме. А…

promo rightview december 6, 02:35 96
Buy for 600 tokens
Что делать? – в смысле: какая политическая программа из предложенных сейчас является оптимальной? Ответ: нет такой программы. В первую очередь, начнём с очевидного, её нет у существующего российского «руководства». Сейчас уже ясно, что надежды на «правый поворот», которые кто-то вынашивал…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jun. 25th, 2019 05:15 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
chura24
Jun. 25th, 2019 08:57 pm (UTC)
ИМХО, демократия и условная автократия одинаковы в том, что власть формируется элитой и никем иным. При демократии результат предварительного согласования элит выносится на всеобщее обозрение с иллюзией участия масс в выборе парадигмы. Сбои бывают - Трамп тому пример. При автократии элиты договариваются "под ковром" и "информируют" народ о достигнутом компромиссе. Сбои бывают, и они серьёзнее, чем при демократии - революции. Потому демократия по жизни более устойчива, чем автократия. А автократия более эффективна. Но на вершине эффективности в рамках настоящей парадигмы стоит демократия с элементами автократии на прорывных направлениях развития. Тако была Америка начала 21 века. Сейчас парадигма меняется и это завораживает.
rightview
Jun. 25th, 2019 09:07 pm (UTC)
>предварительного согласования элит

Говоря об оном, граждане, особливо российские, не усматривают тут никакой трудности и проблемы. Согласование и согласование, что ж тут необычного, думают люди, которым отродясь не грозило и не грозит согласование (согласие) даже в малейшем пункте, коммуникативно недееспособные и ни к какому политическому действию не приспособленные. Логично. Примерно как рассказ урюпинского политолога о последних секретных планах г-на Ротшильда.

В реальности "согласование элит" не факт, не средство, не "дважды два четыре", а основная задача, для решения которой на Западе исторически столетиями вырабатывались институты, в России на данный момент отсутствующие.
chura24
Jun. 25th, 2019 10:18 pm (UTC)
Ну, я согласен с той оговоркой, что и на Востоке исторически столетиями разрабатывалась соответствующие институты, и в России тоже. Проблема в том, что налицо всеобщий кризис этих институтов. В демократических странах он выглядит как 49:50, а в авторитарных как 85:15. От 85:15 есть куда развиваться, а во куда двигаться от 49:50?
rightview
Jun. 26th, 2019 10:59 am (UTC)
Моё мнение в том, что кризис имеет одну природу, и это повсеместно кризис людей, и именно как следствие - институтов, но в России он намного острее.
mehanoid
Jun. 25th, 2019 11:12 pm (UTC)
говорят что нет этих пары лет.
rightview
Jun. 26th, 2019 11:01 am (UTC)
Плюс-минус два года с исторической точки зрения несущественны.
ejhle
Jun. 26th, 2019 02:39 pm (UTC)
=Добро «добрых молодцев» – добыча новых страждущих.=
Даже если новые страждущие поклянутся прежним "добрым молодцам" не отбирать их добро, добры молодцы всё равно им не поверят. И будут правы. Такое соглашение сможет действовать только при наличии чести и достоинства - качеств элитарных.
rightview
Jun. 26th, 2019 02:53 pm (UTC)
Тем более, что в России страждущие всегда правы.
ejhle
Jun. 26th, 2019 03:02 pm (UTC)
Да, грабь награбленное. Замкнутый круг...
rightview
Jun. 26th, 2019 04:51 pm (UTC)
Чёрный квадрат :)
ejhle
Jun. 26th, 2019 05:03 pm (UTC)
Скорее чёрная дыра:)
rightview
Jun. 26th, 2019 05:10 pm (UTC)
А капитал и сырье, которые текут из неё – излучение Хокинга. Эффект туннелирования, метко говорят физики.
ejhle
Jun. 26th, 2019 06:47 pm (UTC)
Остается только стоять возле этой дыры и ловить сачком вытекающие капиталы и сырье.
rightview
Jun. 26th, 2019 06:49 pm (UTC)
О, пропасть им точно не дадут!
powerforpeople
Jun. 28th, 2019 07:22 pm (UTC)
Инаугурация по Гоголю:

"Один из старшин взял палицу и поднес ее новоизбранному кошевому. Кирдяга, по обычаю, тотчас же отказался. Старшина поднес в другой раз. Кирдяга отказался и в другой раз и потом уже, за третьим разом, взял палицу. Ободрительный крик раздался по всей толпе, и вновь далеко загудело от козацкого крика все поле. Тогда выступило из средины народа четверо самых старых, седоусых и седочупринных козаков (слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смертью) и, взявши каждый в руки земли, которая на ту пору от бывшего дождя растворилась в грязь, положили ее ему на голову. Стекла с головы его мокрая земля, потекла по усам и по щекам и все лицо замазала ему грязью. Но Кирдяга стоял не сдвинувшись и благодарил козаков за оказанную честь.

Таким образом кончилось шумное избрание..."
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner