rightview (rightview) wrote,
rightview
rightview

Categories:

Эццелино и святой

P_20190226_181801

Портретов Эццелино, естественно, не сохранилось. XIII век – он такой. Не научились ещё. Но знали уже, что можно и даже нужно, о чём свидетельствует скульптурная композиция Уты и Эккехарда аж XI века из собора в Наумбурге, этот великолепный ранний памятник светской рыцарско-аристократической культуры, представляющий всё то, за что впоследствии императоры двести лет боролись с папами. Но традиция изображать давно ушедшего властителя Падуи и Вероны имеется. На фото падуанский пример 1850-х гг:

P_20190226_181650

P_20190226_181736 (1)

Эццелино справа. А слева – король Аттила! Мы видим, что просвещённому сознанию XIX века тот и другой представляются в одном ряду. И, разглядывая портреты, ловишь себя на мысли о том, что кого-то они напоминают… Особенно правый. Кого? А вот кого:

img_5ad8475f3a9f9

Иван Грозный. (Подробнее об этой парсуне можно прочесть тут.) Утверждается, что изображение прижизненное. Заметна определённая общность мотивов. И откуда она? Автор рельефа в Падуе Giovanni Bonazza ездил в Копенгаген посмотреть на русского царя (парсуна – там), прежде, чем запечатлеть великого гибеллина? Или это как-то «само собой» нарисовалось? У меня нет дополнительных сведений.

Но вот этот портрет Эццелино сделан в XVI веке (хранится во Флоренции, уточняет википедия, но я его там не видел).

EzzIII

Образы московского самодержца и императорского викария Гогенштауфенов на Севере Италии сближаются не только в портретной, но и в литературной традиции.

К легенде об Эццелино относится своя история взаимного испытания на прочность светского властителя и яркого церковного лидера, которая напоминает одновременно и конфликт с митрополитом, известный из биографии царя Ивана, и «вселенское» противостояние императора и папы. Интересно отметить, что, нещадно истребляя политических сторонников папства, Эццелино весьма деликатно обходился с равнозначной себе сакральной фигурой. В то время, когда наместник императора контролировал Падую, в ней пользовался уважением францисканский монах Антоний, проповедник смирения и помощи бедным (канонизирован почти сразу после смерти в 1231). Он и сегодня считается покровителем Падуи (и Лиссабона) и, насколько можно судить, весьма популярен у тамошних жителей. Кстати, собор св. Антония в Падуе не является кафедральным, но затмевает всё, что можно увидеть в этом городе, и многое за его пределами, оставляя незабываемое впечатление своей эстетической полнотой. В нём нет обилия позолоты, как во многих церквах Италии, обновленных в XVIII – XIX вв. Но могу признаться, что давно не встречал настолько насыщенного и живого церковного интерьера. Храм внутри величественно красив. Это не храм-музей, хранящий остатки былой роскоши, но центр культа, находящегося на высоте, собор, наполненный славой, просиявшей над гробом погребённого в нём святого. Ну и надо видеть молящихся, стоящих возле этого гроба. (Фотографировать в храме запрещено и за этим следят, зато на его сайте можно посмотреть прямую трансляцию с камеры, ориентированной на гробницу святого - вон она слева на нижнем фото.)

DSCN9804

DSCN9793

Так вот, житие св. Антония содержит трогательные эпизоды, в которых он, обычный монах, друг бедных, «смиряет» «жестокого правителя». Подобно церковным иерархам, современникам царя Ивана, он призывал власть к милости и, согласно преданию, достигал цели. Почитатели святого убеждены, что каждый раз, когда Антоний просил за находящихся в темнице гвельфов, которых ожидала смерть, Эццелино шёл ему навстречу и щадил приговорённых. Разумеется, повествование об этом получало в том числе и торжествующе-победные оттенки интерпретации, не совсем свойственные для францисканцев – тиран «устрашился» христианского лика и отступил. Иной раз всё это выглядело практически изгнанием дьявола. Во всяком случае этот собирательный эпизод вошёл в число канонических подвигов святого и занял место в его «иконографии».

Особенно впечатляет вариант современной подачи темы в одной из капелл собора:

DSCN9817

Живописно, что тут и сказать. Эццелино здесь точно словно демон, вырывающийся из ада – весь в багряно-кровавых тонах, тотальное стремление и порыв. В ответ на «неслыханную дерзость» «смельчака» подавшись вперёд с трона и наклонившись, даймон словно бы пронзает его «испытующим утробы» взглядом, который однако находится на одной оси с «твердой кроткостью» взгляда святого.

В итоге в самом правильном изложении Эццелино не «уступает», он идёт навстречу святому, впечатлённый его истинностью. Настоящий и подлинный понимают и уважают друг друга. Имперский князь не может не оценить ценностей, если они реальны.

Продолжение следует.
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • А вот и вечность

    Всё же нельзя сказать, что посмотреть-помолчать совсем не удалось. Напомню нечто из истории знаков средневековой Европы:…

  • Парад форм

    В кои-то веки выбрался в Венецию... с конкретной целью найти церковь Санти Джованни э Паоло и увидеть своими глазами легендарную статую…

  • Возвращение

    Несколько лет назад я был в Вероне, стоял перед этим собором и башней слева. Но тогда я ещё не знал, чем отмечено это место в истории Запада, как…

  • Что делать? Быть другими

    Что делать? – в смысле: какая политическая программа из предложенных сейчас является оптимальной? Ответ: нет такой программы. В первую очередь,…

  • Абстракции насилия

    Команда, которая насилует и избивает население страны, жертвуя им или заставляя его приносить жертвы – во имя чего она это делает? На этот счет,…

  • Августу Августово

    Если где-то нет определений, надо, не стесняясь, пытаться их давать, не останавливаясь и перед определением империи. Тем более в диалоге с…

promo rightview february 3, 14:47 81
Buy for 600 tokens
Проблема придворной политологии в том, что она не знает никаких «элит» – в её поле зрения попадают придворные и только придворные. Под «элитной конкуренцией» на эзоповом дворцовом языке разумеется самозабвенная борьба придворных клик, которая может продолжаться до скончания веков – иначе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments