?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возвращение

IMG_1291

Несколько лет назад я был в Вероне, стоял перед этим собором и башней слева. Но тогда я ещё не знал, чем отмечено это место в истории Запада, как оно связано с Фридрихом II Гогенштауфеном и Эццелино, главным гибеллином Северной Италии, его наместником, который даже в не очень либеральном XIII веке был знаменит своим лютым нравом. Вспоминается Гёц из пьесы Сартра «Дьявол и Господь Бог» – первого периода, до «обращения к добру»: вот уж если кого напоминает герой писателя-экзистенциалиста, то не гётевского или исторического Гёца фон Берлихинген времен «крестьянской войны», но мрачного гения здешних краёв Эццелино. Можно строить аллюзии и к «Звездным войнам», и тогда если Фридрих – император (а кто же ещё), то Эццелино точно «Дарт Вейдер».

Ницше называл Фридриха одним из трех европейцев «в своём вкусе» наряду с Алкивиадом и Цезарем. А по мнению Буркхардта Эццелино – первый человек Нового времени. Тот, кто положил начало ренессансу в первейшем из миров – в мире образов власти. Современники не очень его поняли, однако впечатлились в достаточной степени, чтобы не забыть. «Сильные люди» последующих столетий, XIV, XV – то есть заказчики, своим интересом и пониманием создавшие великую культуру – эти воины и правители, кровожадные бестии, Малатеста, Сфорца, Медичи, Борджа, истинные вдохновители и сотворцы творцов зданий, картин, скульптур и слов ренессанса – имели свой несомненный прообраз в лице Эццелино (и, разумеется, императора-гибеллина на заднем плане).

Столетние войны гвельфов и гибеллинов генеалогически предшествовали эпохе возрождения. Войны были смысловыми. Решался вопрос, может ли империя, то есть великая власть, включающая мир, обладать собственным смыслом, быть священной «изнутри себя», из собственной высоты или она по сути слепа, тупа, «брутальна» и ей требуется внешний по отношению к ней делегирующий смысл принцип, исключающий мир – папство (чья суть именно в сервисе отрицания, в бессмысленном удвоении инстанций и посредничестве, настаивающем на том, что оно «не-империя», но хочет править, в частности, править империей»).

Имперская партия как известно проиграла. И почти сразу вслед за тем, как это случилось, полились потоки смысла, существование которого как раз и подвергалось сомнению. Они хлынули изнутри, из вещей, отовсюду, родниковыми ключами, изменившими ландшафт. Земля в прямом смысле слова раскрывала свои тайны – вспомним раскопки нероновского Domus Aurea, дворца легендарного императора прошлого, и потрясение, которое вызвали находки. Мир оказался интереснее, чем думали прежде. Но почему его первооткрыватели были настолько жестоки, настолько неумолимы, как Эццелино? Было ли это необходимым?

Является ли светское синонимом профанного, спорил царь-священник со священником-царём. Однако первичный вопрос, важно заметить, состоял не в конфликте духовного и материального, но в том, какой дух выражается в империи и какой – в церкви. Статус «материального» служил лишь следствием – являя или духовную силу, державно царящую в космосе, или духовную слабость, которая укрывается в «ином мире» и пытается украдкой править (мы не власть и вообще тут никто, но хотим, чтобы власть нам подчинялась – типичная левая умственная уклончивость, такая знакомая из современности).

Гибеллинская точка зрения состояла в том, что Бог правит в мире в империи (*), гвельфская – что между Богом и империей вклинивается нечто инородное – «раб рабов Божьих», промежуточная инстанция расщепления и раскола, заслоняющая Одно от Другого. С точки зрения имперской знати лишнее и ложное передаточное звено с минимальным позитивным функционалом. Неудивительно, что люди Средневековья, специализирующиеся на посреднических операциях, чаще выбирали ориентиром папство.

Чтобы вбить клин, «закрыть мир» в V – VI веках, «запечатать» его, требовались безудержные страдания, фанатичные претерпевания, которые христианская церковь отчаянно клепала своим святым, впадая в фантазийность и преувеличения, хорошо осознанные впоследствии. Для совершения обратного хода словно бы в компенсацию пришлось аккумулировать всё это уже по-настоящему и с со сменой знака на противоположный. По факту условием возвращения и раскрытия вытесненного смысла стало что? Жесточайшие проявления властвования и самые радикальные носители причинения. Зато какая понимающая ясность веронских и падуанских лиц XV - XVI века на выходе. Она дорого стоит. Очень дорого. Надо знать, во что она обходится, эта роскошная человечность, на чьих стальных плечах она держится.

IMG_1280

DSCN9504

IMG_1266

IMG_1162

IMG_1278

IMG_1268

DSCN9513

DSCN9519

А в башне слева на верхнем фото, например, в 1238 году жил Фридрих II, когда приехал в Верону на бракосочетание Эццелино и своей дочери. Башня длительное время вообще служила императорской резиденцией на Севере – она использовалась в этом качестве ещё предшественниками последнего Гогенштауфена на троне. И фотографии здесь относятся к сказанному, к тем же именам и местам: конная статуя в центре Вероны (оригинал в Кастель Веккьо) посвящена гибеллину Мастино делла Скала, потомку соратника Эццелино, который при нем управлял городом и перехватил власть после его смерти.

IMG_1745

Хочется снова туда. Прийти, постоять, посмотреть, помолчать. Взял и поехал. Но начал с Падуи, где прежде не был – это же другой опорный пункт империи в Италии в эпоху Эццелино. И вот ведь во что трудно поверить... Приехал, поселился, вышел из дома на пьяцца Гарибальди, посмотрел по сторонам и направился в одну из расходящихся от площади улиц.

DSCN8792

DSCN8794

DSCN8798

Метров через двести останавливаюсь у первого особо заметного здания, явно старого. И зрю:

DSCN8817

DSCN8820

DSCN9375

Он жил здесь. Сейчас тут, конечно, китайский лазер, но источники утверждают, что это бывшее родовое гнездо.

И ведь нельзя сказать, что память Эццелино увековечена в Падуе на каждом шагу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ, конечно, следует.

Featured Posts from This Journal

  • Падуя, rightnow

    В Северной Италии погода нынче удалась на славу. Вспоминаю, как год назад в середине марта дрожал в Болонье при + 3 градусах с дождем и снегом. А…

  • Что делать? Быть другими (продолжение)

    >Допустим, единство (синтез) личности и государства восстановилось. Как выглядела бы внутренняя и внешняя политика такого государства в…

  • Что делать? Быть другими (продолжение)

    Продолжение. НАЧАЛО А дальше – культурно-политическая просветительская работа. Народ наш политически дик, надо перевоспитывать его от разной…

  • Абстракции насилия

    Команда, которая насилует и избивает население страны, жертвуя им или заставляя его приносить жертвы – во имя чего она это делает? На этот счет,…

  • Машина римского идеализма

    Относительно римской самообороны по всему Средиземноморью замечание верное. Кто в столкновении хищников нападает, кто защищается – всегда…

  • Гуляя по Флоренции...

    Гуляю по Флоренции и думаю, как много разных глобальных явлений (или претендующих на глобальность) ведут своё происхождение из этого города или…

promo rightview december 6, 02:35 96
Buy for 600 tokens
Что делать? – в смысле: какая политическая программа из предложенных сейчас является оптимальной? Ответ: нет такой программы. В первую очередь, начнём с очевидного, её нет у существующего российского «руководства». Сейчас уже ясно, что надежды на «правый поворот», которые кто-то вынашивал…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
re_duck_tor
Feb. 28th, 2019 11:13 pm (UTC)
все эти города замечательны тем, что при всей их компактности с первого раза никак нельзя посмотреть их целиком
и всё равно требуется повторное посещение. Церкви, набитые сокровищами, специально запирают днём в самые удобные для визита часы, чтобы максимально усложнить задачу. С другой стороны для Болоньи, Пармы, Падуи, Бергамо, Генуи... как раз двух посещений идеально и хватает, а вот как быть с Римом или Венецией уже совсем неочевидная задача, регулярно ездить туда несколько странно, а если жить там пару недель, то наверное, быстро наступит пресыщение и всё смешается.
rightview
Mar. 1st, 2019 12:30 pm (UTC)
Вы правы. Во времена Гёте и Стендаля было лучше - всё доступно, всё в натуральном так сказать виде, живое и заброшенное. А сейчас туда не ходи, сюда не ходи. Тем не менее тогда средства транспорта располагали к неспешности и глубокому погружению в атмосферу места. И сейчас я думаю: если страна набита сокровищами, то ведь это потому, что она сама сокровище. Почему бы и не ездить в неё и в конкретные города по многу раз?
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner