?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

DSCN4890

Относительно римской самообороны по всему Средиземноморью замечание верное. Кто в столкновении хищников нападает, кто защищается – всегда остаётся на произвол интерпретации. Были и такие интерпретации, как упомянутая. Кому-то всегда ближе думать таким образом. Конечно, и в Риме различимы противоположные вкусы и духовные ориентиры. Вспомним первых легендарных римских царей – вот родоночальник Ромул, воин, не пощадивший собственного брата. Лишь вторым был Нума, казалось бы полная его противоположность, «брахман», образцовый жрец с определенной точки зрения. Такая расстановка приоритетов о многом говорит. Но эти цари не противопоставляются друг другу авторами римского исторического мифа! Представленные ими начала иногда выходят из-под контроля и вступают в кошмарные конфликты – достаточно вспомнить историю отношений Марка Антония и Цицерона. А неподалеку возвышалась фигура их современника Гая Юлия Цезаря, который недаром носил титул верховного жреца (pontifex maximus) – он соединял то и другое: был великим воином и человеком великого ума. Вероятно, с его смертью целое распалось и полностью уже больше не восстанавливалось. Составные элементы гасли по отдельности.

Но о «римском идеализме» в период его расцвета речь шла неоднократно, см., например, введение в «юпитерианскую теологию», а также 1, 2, 3. Разумеется, это не идеализм пост-христианской эпохи, например, коммунистический, ставивший соответствующие цели (освобождение угнетенных во всем мире, который для этого надлежало оккупировать, в порядке побочного эффекта превратившись в сверхдержаву). Это система ценностей (религиозных, моральных, историко-мифологических, семейных), которая культивирует и культурирует силу: 1) духовно-личную силу – доблесть, virtus, которая есть властная способность как моральный долг, как «добро» и мерило положительной оценки человека (в Риме моральная добродетель заключалась в доблести, сливалась с ней на уровне понятия: ключевое латинское слово virtus обозначало всё это сразу; современное английское virtue, кстати, частично сохранило такое многообразие смысла ), и 2) суммирующую духовно-корпоративную силу – которая предстаёт как imperium и служит депозитарием, взаимно-умножающим интегралом личных властных способностей индивидов, проявленных в доблестных, героических деяниях. Созидая imperium populi romani, римский человек утверждал и увековечивал свою личную силу в Риме – в носившей это имя реальности бесконечного могущества и величия, восходящей к Юпитеру. Добродетельность доблестного деяния высвечивалась с высоты твердыни вечного города, принимавшего в себя это деяние, и ставшего центром мира. Мощь морально и ценностно утверждалась в ещё большей мощи.

В начале 2018 года говорилось об этом: «Доблесть» (virtus) – это же, если использовать слово в римском значении, не какое-нибудь «самопожертвование» и прочая христианские добродетели. Это чистая «способность», то есть «способность сделать», «способность решить», «способность властвовать», в значении самообладания, контроля событий и людей. Поэтому: каковы её критерии? Они очевидны – результат. Римское священное писание – это Тит Ливий с одной стороны, а с другой сам Рим: реестр, накопленным итогом, результатов, деяний, актов способности, которые совершали мужи (viri). Доблесть в той мере, в какой речь идёт именно о ней, в качестве ценностного стимула и мотива навязывает открытую публичную конкуренцию дел».

Virtus побуждала римлян выходить за свою пределы. Она и есть выход за свои пределы, поскольку метафизически это сила, ставшая ценностью силы, ставшая своей идеей; отныне она не локализуется, но делается мировой, делается безграничной – имперской. Сказал же Юпитер, что их власти не будет конца, ну вот и… Почему надо останавливаться перед Средиземным морем? Идём дальше. Конкуренция дел зовёт.

Римляне господствовали, захватывая земли, не «для чего-нибудь» – у этого и не может быть никакой «цели», «это» само ставит цели и есть цель в себе – они просто были собой, что значит: были больше себя.

UPD. ЧАСТЬ 2. VIRTUS: АКТИВНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ

IMG_0216

О virtus пишут все специалисты по Риму (на русском языке – например, Г. С. Кнабе), это одна из самых упоминаемых и исследованных тем в литературе о римской цивилизации. На данный момент не входит в планы сопоставление здесь данного понятия с представлениями о морали у прочих народов, но если подвести итог сказанному об этом ядре римского морального комплекса, то никому не возбраняется самостоятельно поискать аналоги в других местах. Или сравнить virtus c пресловутой «пассионарностью», которой в России так любят затыкать дыры в России пониманиии (и) действительности.

Итак, virtus у римлян как морально культивируемое качество есть внутренняя системная и ответственная активность, которая является также и активной ответственностью (*):

а) Активность внутренняя, то есть сознательная, идущая из властного центра личности, основанная на самообладании, а не рефлекторный ответ на текущие внешние раздражители.

б) Активность ответственная – точнее тождественная ответственности как таковой, судя по тому, что virtus выступает основной моральной категорией, тем самым подтверждая самопреодоление как источник и принцип силы, а силу как источник и принцип самопреодоления (самопреодоление [в данном случае моральное] – это, напомним, также и формула Ницше для «воли к власти»). Иначе говоря, с римской точки зрения, любое моральное требование – это требование быть силой, любой императив властен и миродержавен, он не просто «голос общества», он голос общества, которое является силой и в целом образует вовне imperium, а в другую сторону res publica. Лишь такое общество авторитетно внутри себя и координация усилий личности с ним воспринимается не как слабость, но, напротив, как сила более высокого порядка. (И, к пониманию того, чем был Рим для римлянина, и какова этимология римского термина res publica, означавшего государство: «Прилагательное publicus является производным от существительного populus», но «populus, прежде чем стало означать вооруженную общину, имело когда-то значение войска как такового», пишет Рудольф Штарк в известной статье 1937 г., посвященной лексике римского республиканского языка).

Римляне не понимали, что такое «слабое добро» . Для них добро – это моральная сила, требующая от них быть силой, в то время как слабость в конечном счете аморальна. Virtus выступает как единый принцип морали и субъектности во всех её формах (политической, военной, нравственной). Резюмируя, можно сказать, что virtus – это активная ответственность и ответственная активность одновременно. Гражданская активность в том числе, без которой существенно снижается эффективность военно-государственной машины.

в) Активность системная – то есть постоянная, не вступающая в противоречие себе, в хаос описанной Тацитом варварской «вольницы», варварского непостоянства, и именно вследствие такой своей природы способная интегрироваться с доблестью других членов общины-корпорации, образуя организованную самоутверждающуюся и самовозрастающую систему силы, которая мотивируется своими членами и в свою очередь мотивирует их. Община, город, Рим – как имперская мощь – и есть для доблести тот воплощенный принцип самоутверждения, точка приложения и самоумножения активности, её роста и увековечивания, которыми обеспечено удовлетворение императива системности. Государство есть то, куда доблесть устремляется как к себе домой, притягиваясь – подобное к подобному – к максимальному выражению собственной сущности. Настоящая доблесть – это твердость. Высшая твердость – это государство.

Принципиально важны рассуждения Тацита о судьбе носителей доблести, погибающих в исключении при римском цезаризме-принципате и в германском варварском обществе, при, казалось бы полном несходстве того и другого в первом веке. Судьба одинакова там, где государства ещё нет, и там, где его уже нет. Что наводит на мысль о стартовавшей конвергенции вчерашних антиподов. В неотдаленном будущем это подтвердилось.

Featured Posts from This Journal

  • Августу Августово

    Если где-то нет определений, надо, не стесняясь, пытаться их давать, не останавливаясь и перед определением империи. Тем более в диалоге с…

  • Сподвижники в тумане

    «Есть точка зрения, что президент США успешно раскалывает Запад, постоянно ругаясь со своими союзниками по НАТО, и это граничит с…

  • Главное не подавиться

    Лучший и самый плодотворный критерий оценки политических действий основан на представлении о способности: если можешь что-то сделать с…

  • Онтология заговора

    Правый солярный метафизический принцип гласит: всё внешнее идёт изнутри, определяется внутренним. Левые исходят из обратного. Следует сразу…

  • Свет, воздух, гладь и камень

    Вот именно сейчас, когда все уже устали от зимы, следует чаще погружаться взглядом в синеву этих фотографий. Для мысленной перезагрузки. Самое время…

  • К тени орнаментов

    Римское небо никогда не устанешь разглядывать. Сегодня это было так. Изображения, которые для античного восприятия были бы больше, чем…

  • Имперские будни

    Мозаика из дома в Помпеях. Национальный археологический музей, Неаполь. Конечно, и то майское предвкушение в «окрестностях Цезаря» не…

  • Консервативная эволюция: «народная монархия». Памяти Гая Мария

    Вот к этой концепции «народной монархии» следует присмотреться внимательнее. Интегрируя её с цивилизационным тезисом: «Европейцы проводят…

  • Античность

    Аполлон. Август. Римское небо. Детали кораблей Калигулы. Кот из Domus Aurea Нерона. Орнамент. Римляне и варвары.…

promo rightview february 25, 02:20 224
Buy for 600 tokens
Левые – за народ. Народ при этом должен как дитятко малое ходить на помочах за благодетелями и изображать счастье. А что делать, если народ расходится с благодетелями в видении счастья? Как и положено строгому папке, леваки чадо порют, а то и хуже… как в Новочеркасске. Как в Вандее. Как на…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
pasha_su
Aug. 1st, 2018 09:49 pm (UTC)
Я не случайно спросил, какая идеология была у римлян именно в 3 веке, то есть накануне завоевания Средиземноморья. Все источники, из которых вы черпаете образ vurtutis были созданы уже как обоснование римского владычества задним числом. Доблесть считалась главным достоинством многими древними народами и надо еще доказать, что ее вариант в описании архаического Рима чем-то отличался от варварского. И в какой степени произведения 1 в. до н.э. не влияние эллинизма. В отличие от этого, недоказуемого положения, у коммунистов приоритет идеи над практикой хорошо задокументирован.

Что касается империй, то они возникают в первую очередь там, где позволяет удобное географическое положение. Рим это центр Италии, а Италия центр Средиземноморья. Не жарко и не холодно, большая плодородная страна, рядом Греция чтобы заимствовать культуру. Российская империя проиграла борьбу за Константинополь, потому что в ней слишком холодно для нормального развития экономики. Собрать силы и додавить это вариант 1 мировой войны, закончившийся крахом.

Edited at 2018-08-01 09:52 pm (UTC)
rightview
Aug. 1st, 2018 11:32 pm (UTC)
>были созданы уже как обоснование римского владычества

А владычество надо обосновывать? Источники, о которых мы говорим, излагают то, что в голове у народа, но у них нет цели "обосновать" или "оправдать" своё могущество. Это просто голос могущественных людей. Причем они стали таковыми не вследствие того, что победили своих врагов, наоборот, это было причиной того, что победили именно они.

Почему они были могущественнее, (духовно) сильнее? Об этом можно говорить, но цитаты Вергилия были призваны помочь Вам понять, как могла бы выглядеть идеология, которая задним ли, передним ли числом выражает волю к власти, к достижению превосходства и доминирования. А Вы опять: расскажите, какая идеология привела римлян III века на Балканы и в Африку. Какая идеология требуется силе, чтобы вести войну с соседними державами и побеждать их? Храм Юпитера, о котором идет речь в одном из текстов, не эллинистического происхождения. Он был сакральным центром Рима что в III веке, что в V. И не надо искать в этой идеологии глубочайшей местной оригинальности - это в целом была идеология античного мира, которая рано или поздно сделала его имперским.

>Доблесть считалась главным достоинством многими древними народами и надо еще доказать, что ее вариант в описании архаического Рима чем-то отличался от варварского

Вопрос в первую очередь даже не в том, в чем отличались варианты, а в том, кто кого в доблести превзошел. Доблесть - это моральная ценность силы, то есть сила, ставшая внутренней, духовной. Дальше начинаются различия, насколько развита система морального культивирования доблести (силы) в различных обществах. Мораль подразумевает рефлексию, которая варварам не свойственна, и сложность социального взаимодействия, а ступеней на лестнице изрядно. Есть разница между представлением об "удали" в компании дворовых мальчишек и, например, требованиями к способности эффективно решить боевую задачу в современной войне. Сила не сводится к смелости, к бесшабашности, к способности далеко бросить копье или гранату и т. д. Она может подниматься над всем этим. По лестнице самообладания. По лестнице искусства владеть собой и через это всем остальным, рождая в том числе и такие понятия, как дисциплина и порядок. Римская доблесть вписывалась в дисциплину и подразумевала социально-властный порядок, делавший Рим в военном отношении намного эффективнее соседей. Решимость твердо исполнять приказы военных начальников и магистратов, и не вообще какие-угодно в порыве холуйства, но строго те, которые определены полномочиями этих должностных лиц и на тот период, когда начальники и магистраты находятся в должности - эта римская институциональная чёткость в конечном счете давала кардинальное военное превосходство.

Представление римлян о силе было более духовным, более развитым, более внутренним, чем у "варваров" - они являлись носителями идеи власти более высокого уровня. Они были "правее". Поэтому они способны были эффективно действовать в рамках больших объединений и образовывать настолько высокоорганизованную военную машину, что аналог римской армии снова появился в Европе лишь в XVII веке.

Доблесть, которая сопряжена с необузданностью, и доблесть, которая институциализируется, выражается в высокоорганизованных динамических формах, в степени культивирования и культурирования мощи, в вертикали качества способности к действию: вот в чём разница. Разница в уровне культуры силы. Римляне продвинулись в ней дальше, поэтому они были сильнее.

На самом деле по ссылкам всё это уже было сказано.


Edited at 2018-08-01 11:40 pm (UTC)
pasha_su
Aug. 3rd, 2018 12:32 am (UTC)
Для того, чтобы доказать преимущество какой-то идеологии, надо показать, что она возникла до тех результатов, какие были достигнуты. Поэтому и не годятся ссылки на Вергилия. Сами римляне считали своих предков до 3 века варварами. Но если доблесть как основа имперства была свойственна всей античности, то как это соотносится с полисом как основным видом государственного устройства? Получается, что два столь разных вида государства базируются на одном и том же качестве.


Ваша ошибка в том, что вы защищаете созданный вами же термин "настоящей (самой лучшей) империи" вопреки тому значению слова, которое издавна употребляется в истории и политологии. Честнее было бы называть это другим словом.
rightview
Aug. 3rd, 2018 09:13 am (UTC)
>созданный вами же термин "настоящей (самой лучшей) империи" вопреки тому значению слова

Почему же вопреки? Нет, совсем не вопреки.

>Для того, чтобы доказать преимущество какой-то идеологии, надо показать, что она возникла до тех результатов, какие были достигнуты. Поэтому и не годятся ссылки на Вергилия.

Третий раз: Вергилий (или Тит Ливий) не создавали какую-то новую идеологию. Опять непонятно выразился :)? Они лишь записывали то, что было издревле расточено в "воздухе" вокруг храма Юпитера Капитолийского.

>если доблесть как основа имперства была свойственна всей античности, то как это соотносится с полисом как основным видом государственного устройства? Получается, что два столь разных вида государства базируются на одном и том же качестве.

Можно и нужно сравнивать моральную терминологию у греков и римлян. Они не тождественны, имеются нюансы. Например, если продолжить сопоставления, у русских понятия добродетельный и доблестный различны, а у римлян это одно слово. Во-вторых, картине развития не противоречит общий на разных стадиях элемент, являющийся принципом этого развития. Империи создаются доблестью, которая культивируется полисами. А затем уже в империи вектор может измениться, доблесть начинает исключаться. Называл же Тацит Домициана "принцепсом, враждебным добродетели/доблести".
rightview
Aug. 1st, 2018 11:46 pm (UTC)
>Рим это центр Италии, а Италия центр Средиземноморья.

Всё это применимо и к Греции, и к Карфагену.

А монголы начали в XIII веке объединять Евразию тоже из её теплого центра?

А почему Италия перестала быть центром империи в V веке? География поменялась?
pasha_su
Aug. 3rd, 2018 12:53 am (UTC)
Так греки и создали свои эллинистические империи. Карфаген тоже. Но они все же ближе к краям Средиземноморья. Италия из этих стран самая большая и плодородная.

Монголы потому и создали свою империю в 13 веке, что только тогда до них докатилась цивилизация от более южных центров. По этой же причине Италия потеряла свой статус. При создании империи уже заложен ее конец. Провинции перенимают культуру и получают независимость.
rightview
Aug. 3rd, 2018 09:14 am (UTC)
>Монголы потому и создали свою империю в 13 веке, что только тогда до них докатилась цивилизация от более южных центров. По этой же причине Италия потеряла свой статус. При создании империи уже заложен ее конец. Провинции перенимают культуру и получают независимость.

Нет :) Всё не так.
rightview
Aug. 3rd, 2018 09:22 am (UTC)
>Так греки и создали свои эллинистические империи. Карфаген тоже. Но они все же ближе к краям Средиземноморья. Италия из этих стран самая большая и плодородная.

Ну и что? А Греция раньше поднялась. И Восток всегда был экономически более развит и густонаселен, чем Запад Средиземноморья. И почему не она? Потому что в среднем на 100 км дальше от воображаемого центра Средиземноморья? Вы это серьезно? То есть все хорошее происходит ровно посередке, шоб далеко ходить не надо было? Это Вы давно такое заметили?

Edited at 2018-08-03 09:22 am (UTC)
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner