?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Две истории не оставляют меня практически всю взрослую жизнь, начиная с института. Стенфордский тюремный эксперимент - раз, и эксперимент Милгрэма из Йельского университета по подчинению авторитету – два».

Всё, что доказывают эти эксперименты, это то, что человек – хороший актер: он способен выбирать роли и сущности, откликаясь на интересные предложения. В частности, он любит делать добро, но точно так же любит делать и зло. Как гласило полное глубокого удовлетворения признание Суллы, гордящегося своим счастьем: «Никто не сделал больше добра своим друзьям, и зла своим врагам, чем я». Это и есть счастье в восприятии знатного римлянина – полнота жизни – полнота осуществления возможностей.

Если бы те же профессора взяли тех же испытуемых и предложили им игру в благотворительность, они с удовольствием развлекались бы, творя добро. Какую из ролей считать «естественной», какую нет – исключительно вопрос произвола интерпретации и произвола экспериментатора. Древние хорошо понимали, что «естественны» обе. Но, что интересно, экспериментировали, выводя людей на чистую воду, чаще в направлении, обратном стэнфордско-йельскому.

Какими были настроения уважаемых афинских граждан времен расцвета демократии, которых платоновский Сократ успешно провоцирует на разговоры о благе и справедливости?

Феаг Сократу: Думаю, я мог бы пожелать стать тираном, и лучше всего над всеми людьми, а если это невозможно, то над их большинством. Да ведь, пожалуй, и ты, и все остальные хотели бы этого, а еще более – стать богами... Но я сказал, что стремлюсь не к этому («Феаг»)

Сократ Алкивиаду: Полагаю, что ты первый, если бы тебе явился бог, к которому ты сейчас направляешься, и раньше, чем ты успел бы попросить его о чем-нибудь сам, спросил тебя, довольно тебе было бы стать тираном города афинян, да притом – если бы тебе это показалось не великим делом, но ничтожным – предложил тебе стать тираном всей Эллады, увидев же, что и этого тебе недостаточно, но ты стремишься управлять всей Европой, обещал бы тебе и это, причем не только обещал, но в тот же день по твоему желанию довел бы до всеобщего сведения, что Алкивиад, сын Клиния, стал тираном, – полагаю, ты ушел бы от него, преисполненный радости, считая, что бог возвестил тебе величайшие блага.

Алкивиад. Я думаю, Сократ, что и с любым другим, кому выпало бы это на долю, было бы то же самое.

Сократ Алкивиаду. Очевидно, и у богов, и у людей, имеющих ум, должны особенно почитаться справедливость и разумение: разумные же и справедливые – это именно те, кто знает, что должно делать и говорить, обращаясь как к богам, так и к людям. Я хотел бы услышать и от тебя, что ты можешь на это сказать.

Алкивиад. Но я, мой Сократ, полностью согласен с тобою и с богом. Негоже мне было бы разойтись с ним во мнении. («Алкивиад II»)

Сократ Алкивиаду. Думаю также, что у тех, кто пал при Танагре, – у афинян, лакедемонян и беотийцев, а также и у тех, кто позже погиб при Коронее (среди них был и твой отец Клиний), спор шел не о чем ином, как о справедливом и несправедливом, и именно этот спор был причиной смертей и сражений. Не так ли?

Алкивиад. Ты прав.

Сократ. Я спрашиваю тебя, видел ли ты когда-нибудь человека, совершающего безобразные, но справедливые поступки?

Алкивиад. Нет, не видел.

Сократ. Наоборот, все справедливое было одновременно прекрасным?

Алкивиад. Да. («Алкивиад I»)

И т. д.

Featured Posts from This Journal

  • На шествие

    «Вот они, Рима сыны, владыки земли, облаченные в тогу» – слова, принадлежащие Августу в такой же мере, как и Вергилию («Энеида», I, 282), после…

  • Лицо времени. Имидж, жажда и рамка.

    В Риме в палаццо Кафарелли на Капитолии выставляется тот самый автопортрет Леонардо да Винчи, привезли из Турина до 3 августа. По такому случаю не…

  • Каприйские закаты

    На третьем снизу фото здесь запечатлена улочка в Анакапри, а над ней гора с крестом на вершине. Приятно отметить, что пару дней назад стоял прямо…

  • Церкви Сполето

    Вот и кафедральный собор Сполето. Тот самый, построенный вместо снесенного Барбароссой. В Сполето много древних церквей. Идешь…

promo rightview january 9, 12:24 21
Buy for 600 tokens
Что будет, если ничего не делать? Вопрос резонный, по нынешним временам, поскольку всё именно к тому и движется: минимизировать умственные затраты и обойтись без «решений» на своём веку, как в старые добрые 70-е, а после нас хоть перестройка. Решили ничего не решать. Ближайшие президентские выборы…

Comments

rightview
Mar. 14th, 2016 05:24 pm (UTC)
>бросить Бога к ногам Люцифера.

А вот древние с трудом сообразили бы такое - Юпитер, брошенный к ногам... Эээ, кто там был и. о. "люцифера"? Это как корень квадратного трехчлена - не только извлечь, но и представить-то невозможно. И я думаю о том, не является ли критерием истинности образная реалистичность? Если что-то выговаривается на языке, принятом в сакральной теории, то это непременно будет происходить в действительности. И если сказанное (и воплощенное) слово сводит теорию к абсурду, то она неверна.
artumbo
Mar. 14th, 2016 06:01 pm (UTC)
Моя образная реалистичность атеиста всегда пользовалась двумя кранами воды, а не экономила на "тепленькой" довольствуясь свежестью монотеизма. Этико-эстетическое понимание чего ради: отрезвляющие процедуры; нежить любимую с лепестками роз или купание ребенка. Процесс был важнее результата!
Теперь кому то кажется, что кубит Земли переквантован в ноль за остатком сотых и тысячных процента Человечества и Он вот-вот придет, поцелует в живот и порядок наведет.., надо только что бы в кране не стало воды.
Вода теорий водоворотом уходит в унитаз новой концепции управления - пострелигиозной, с цифровым рабством; где утратившие имманентную аутентичность слова текут по замкнутой системе вечного двигателя - страха потерять удовольствие.
rightview
Mar. 14th, 2016 08:36 pm (UTC)
Пострелигиозная концепция управления постсубъектна и безответственна. Её суть в её отсутствии. Есть стадо баранов, которое блеет конспирологиями о том, кто им управляет. А им никто не управляет, на самом деле. Сами самоуправятся. Пейзаж после битвы за новый мир: масса неутоленных кандидатов в рабы и никаких господ.
artumbo
Mar. 15th, 2016 03:38 am (UTC)
Мне видится драматизм несколько иначе.
Когда перестают работать общественные договоры разного уровня, комбинаторика хаотичного поиска социальной опоры включает и конспирологические связи между элементами в динамическом процессе. Домысливать белые пятна - естественно!
Другой вопрос, что нижний мир отрезан от закапсулированого верхнего инфовойнами хозяйствующих субъектов и вынужденно ждет, как олениха, когда же победитель брачных игр покроет её новыми смыслами на основе старых.
Но, в технократической парадигме смысл естественных процессов искажен, самец после боя на опушке уходит не к самке, а к сопернику победившему его воображение достижениями в генной инженерии, робототехнике и пересадке сознания.., в целом обеспечивающими "жизнь вечную" без физиологического тиражирования и смерти, как религиозных основ.
Для верхнего мира священные писания были всего лишь техзаданием и рабочим журналом селекционера в гностической лаборатории, веками ожидающего результат культивации на разноконфессиональных полях.
Теперь, когда эликсир экстрагирован и неопыляемые поля брошены за ненадобностью, вопрос выживания "овощей" на грядках под финансовыми кронами клановых секвой сводится к их способности регрессировать к долабораторным качествам приспосабливаемости грибов.
Так что, за торжество Духа будем спорить.., в смысле - выживать спорадическим путем в мятежевойнах постмодерна, хоть это это право предусмотрительно и назвали терроризмом))
rightview
Mar. 15th, 2016 04:47 pm (UTC)
А не подменяется в этой картине реальность кадрами проходного голливудского кино? Капсулирование, «жизнь вечная», «эликсир», «овощи на грядках»... Для знати крестьяне находили применение в качестве инструментов обработки почвы 700 - 1000 лет назад. Во время войны этот инструментарий, находящийся в собственности врага, подвергался уничтожению. Жгли посевы и мужиков. Но там и тогда «капсулирование» подтверждалось сословно-культурной дифференциацией: героический эпос, турниры, рыцарская лирика. Другой человеческий тип, другие мысли. Зачастую еще и другой язык. А в нынешней действительности где всё это? Самых высокопоставленных персонажей учат мыслить в тех же университетах, которые заканчивают и лица на пять порядков беднее. Они слушают ту же попсу, смотрят те же фильмы, даже если и на закрытых показах. Они не читают книг, написанных специально для них. Если нет самых информативных и трудно скрываемых признаков – свидетельств существования высшей культуры высших классов, то какими данными обосновывается тезис «они там закапсулировались», оторвались и «мы для них овощи»? Собственная интуиция (чую, мы «овощи») не показатель, она информативна только относительно собственного носителя; между тем, в рамках потребительской парадигмы все друг для друга «овощи», так, может быть, интуиция лишь ложно пытается объективировать явление, перевести с себя на домысленный внешний субъект его причину: мы овощи не потому что все так к себе и к другим относимся, а потому, что есть некие особые дяди и тети, которые считают нас овощами. Тезис «они закапсулировались, потому что они неподконтрольны и им принадлежит вся власть», тем более не аргумент - описание «капсулированности» другими словами не устанавливает факта реальности явления в природе. Наличие неподконорольной группы, которой принадлежит вся власть, требует тех же доказательств, что и «капсулированность».

Edited at 2016-03-15 04:48 pm (UTC)
artumbo
Mar. 16th, 2016 03:34 am (UTC)
При клиповом мышлении действительно легче подменить реальность овертоновскими окнами. Но мы наблюдаем эпилог "скотного двора", в котором коллективное сознание, веками сепарированное на сливки и обрат, прошло барботаж информационной революцией ХХв. Теперь аристократ по происхождению может со снобизмом рыться в помойке, а нувориш подсознанием определяющий правду реальности транслирует гопнические методы на Высоких собраниях.

Правда и ложь, как день и ночь разделяют людей на секты, в которых, капсулируясь, одни, санобработкой разума избавляются от паразитарных мифологем - ведь хуже всего узы, которые не связывают и обязанности, которые можно не выполнять©; другие, по прежнему ищут спасение самообманом от старых "истин".
В сутках есть утро и вечер, ещё называемые "между волком и собакой". Капсулироваться в стае - прерогатива волка, развивающего инстинкты самоорганизации на реальных событиях, а скулить на цепи мутируя в озлобленное пресмыкающееся - способ выживания собак.
Парадокс эпохи-рассвета в том, что, как вы ранее заметили, - те и другие освобождены от общих обязательств одной из двенадцати доктрин управления - либеральной, где "волчий" конструктивизм сознания уже строит Город новой архитектуры, а бродячие в пригороде сознании псы грызут друг-друга за духовную закостенелость.
Т.о, в эволюции разума мы наблюдаем сброс балласта перед дневным полетом!)
rightview
Mar. 21st, 2016 07:03 pm (UTC)
Я в целом согласен с Вашим описанием тенденции. Преодоление связано с доведением до предела, утренняя заря похожа на вечернюю, а такой критик «декаданса-нигилизма», как Ницше, ожидаемо говорит о временах, когда «опасно смешиваются весна и осень». «Избравшие себя станут избранным народом» – его же слова. Но вот мы видим, к примеру, у себя под носом персонажей, которые избирают себя и переизбирают, но пока далеки от того, чтобы составить избранный народ «новых русских», проектно намечавшийся в тексте по ссылке. Да, фрагментация прогрессирует, если использовать это слово как синоним «капсулирования», распад налицо, почва удобрена. Но ничего не растёт. На данный момент. Хотя дай Бог… чьи пути неисповедимы.

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner