rightview (rightview) wrote,
rightview
rightview

Category:

Волхвы XIII века

IMG_20160114_172044

Январскую Италию не представить без композиций, именуемых presepio (или presepe, что-то вроде кровать, кроватка), как Россию без наряженных елок. Это сцены рождения Иисуса, выполненные в ландшафтах разных территорий и с набором окружающих фигур, подсказанным полетом местной фантазии. Фактически это такая «локализация» Рождества, в зависимости от того, что понимается под «локусом» организаторами presepio. В России место рождения Христа издавно именовалось «Святой Вертеп». Это слово применяется и к тому расширенному толкованию такого места, которое являет собой presepio, и к отечественной версии той же традиции. Вертепы выставлены в самых разнообразных местах. Например, в маленьком вокзальчике Сполето под вертеп отведена отдельная комната. Правда, она была закрыта, взглянуть на композицию не удалось.

IMG_20160116_155028

IMG_20160115_153558

Обратим внимание на третью строчку в списке названий места рождения Христа: поляки отличились.

Из всех увиденных современных решений мне больше всего понравилось presepio где-то в Сполето, именно потому что там так удачно передана загадочная картина вертикальной структуры средневекового италийского городка с башнями, высотными мостиками, античными руинами, каковым является и сам Сполето.

IMG_20160110_164614

Китайско-индейско-эскимосским presepio отметился кафедральный собор Рима – Латеранский:

IMG_20160113_170409

А это версии различных римских церквей.

IMG_20160115_153645

IMG_20160116_155218_1

IMG_20160116_162425

IMG_20160116_174005_1

IMG_20160116_180546

Отцы-иезуиты постарались. Композиция из огромного римского собора св. Игнатия имеет соответствующие масштабы. Она создает чувство не локальности и уюта, но, напротив, больших пространств, уходящих «куда-то в горы», чуть ли не за горизонт. Наблюдатель, попавший в храм ордена, видит сцену со значительной высоты:

IMG_20160116_163740

IMG_20160116_164429

Ну и наконец самое интересное, ради чего главным образом «вводился контекст». Давайте еще раз всмотримся в эти фигуры. Старейшее presepio из базилики Санта Мария Маджоре. Изначальная работа Арнольфо ди Камбио с последующими доделками более поздних веков. Мадонна с младенцем и волхвы XIII века. Лики другого мира, который так похож и не похож на наш.

IMG_20160114_172100

IMG_20160114_172111

IMG_20160114_172131

IMG_20160114_172141

IMG_20160114_172155
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Попали на реформы

    Реакции на экономический обвал во все времена имеют свои константы. Начинают тихонько роиться проекты преобразований. Всплывают слухи и отставники,…

  • Местами Борджа

    Ходил в Сан-Пьетро-ин-Винколи посмотреть Моисея Микеланджело. Не производит он впечатления. На «завещание» в стиле «позднего Бетховена в камне» –…

  • Столпы истинны

    Как утверждается, этим колоннам в Латеранском соборе в Риме почти две тысячи лет: согласно мнению множества источников (первоисточник мне…

  • Арка Друза

    В 23 г. курия провинциального италийского городка приняла мудрое решение воздвигнуть арку в честь недавно ушедших сыновей владельца государства,…

  • Кот, да не тот

    Вот так сидишь смотришь на всё это и думаешь: а где же кот? Это, правда, уже римский вид из окна ("прямо сейчас"). Но мысли там, в Умбрии.…

  • Здравствуй, груздь

    «Нежелание и неспособность осознавать объективные последствия» упоминает Глеб Павловский в своем тексте о «конце истории системы». Это, конечно,…

promo rightview march 6, 00:18 123
Buy for 600 tokens
В России не верят в суды. Не верят в институты. Не верят в чиновников. Не верят в иерархов церкви. Не верят друг другу. Не верят, что ни во что «это» не верят. Однако твёрдо верят, что через «всё это», сплошь конкретно никакое, ложное и гнусное само по себе, веет некая «правда», некая…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments