rightview (rightview) wrote,
rightview
rightview

Category:

Комплекс Аладдина

Пиши, не пиши, но такое первозданное состояние темы по-прежнему встречается:

>просто где-то этот бурлящий комок эгоистов и казнокрадов удается направить на конструктивную работу, а где-то нет.

Здесь эта хрестоматийная фигура общественного сознания рассматривалась ещё, помнится, в 2010 г., когда она пошла в тираж гулять по головам и требовать «заставить чиновников служить людям». Тогда же в одном из текстов предлагалось задуматься: «Насколько справедливо утверждение о том, что властвовать сегодня - значит «оказывать услугу управления»? Можно ли свести властвование к «оказанию услуг», то есть к собственной противоположности? Насколько правомерно такое сведение, не является ли оно искусственным, не является ли оно самопротиворечием властвования, левой ложью, которая разрушает и деморализует правящий слой? Если это так, то должна существовать культура правящего слоя в его властном призвании, которая не пытается игнорировать феномен власти, но возводит его к его идее, культовому пра-образцу. Функцию такой культуры традиционно выполняли религиозные системы ценностей».

Обсуждение разбираемой цитаты начинается с очевидной попытки уточнения: кому удается («направить казнокрадов»)? Кто «направляет»?

Чтобы направлять сильных, нужно быть сильнее. Над элитой есть ещё какая-то другая – сверхэлита?

Иногда да (например, случай Евросоюза и «национальных элит» небольших стран, в него входящих.) Иногда нет. Но если думать, что неэлита руководит действиями элиты, то тогда мы неправильно употребляем понятия. Надо тех самых «простых людей», которые заставляют «элиту» хорошо работать и властно держат ее в ежовых рукавицах, считать «элитой», а «элиту» «простыми людьми». После чего мы вновь обнаруживаем себя у исходного пункта – даже при таком переворачивании понятий необходимо объяснить, почему элита правит, вместо того, чтобы тупо разворовывать национальное достояние. Это возвращение к тому, с чего начали, указывает на бессмысленность постановки проблемы в форме вопроса: кто «направляет», «заставляет», «принуждает» элиту (быть элитой, а не сборищем воров)? Никто. Заставить быть элитой невозможно.

Тезис: в верхах везде одинаковые воры и казнокрады, только где-то кто-то их «обуздал», а где-то нет, сводит качественный вопрос к техническому. Технические же вопросы решаются написанием регламентов. В политике и власти регламенты начинаются с конституции. Когда-то и у нас существовало такое мнение: живем плохо, потому что конституция неправильная, сейчас составим настоящую, современную по образцам «развитого Запада» и заживем как там. Потом вдруг выяснилось: хорошая конституция может быть и в Нигерии, но Нигерия при этом не перестает быть собой. То есть не в текстах регламентов дело, а в людях, которые их почему-то выполняют или не выполняют. Техническое вернулось к качественному.

Мы в любом случае приходим к представлению об элите как силе, контролирующей саму себя, и именно в этой степени – других. Природа этой силы – одна из постоянных тем блога rightview. Если коротко, вводимый здесь критерий гласит: сила должна быть достаточно правой, чтобы править. Соотношение элиты и общества в целом при этом выглядит следующим образом. Общество не заставляет элиту быть хорошей или не очень; зависимость тут не на уровне заказа/исполнения или Аладдина, повелевающего джинном; качество элиты обусловлено не проективными намерениями «простых людей», но: через их головы – их ментальностью, национально преобладающим снизу доверху или сверху донизу типом самосознания по отношению к власти, правого или левого. Качество элиты выражает состояние идеи власти в обществе на данный момент. Общественным представлением об элите предопределяется, будет ли работать культурный механизм формирования ответственности правящего слоя перед собой – то есть запустится ли процесс внутренней саморегуляции, отбора и культивирования, который делает элиту элитой. В условиях бессмысленности упований на внешнее регулирование её поведения (направляемая извне элита не соответствует своему понятию), ничего не остаётся, кроме как придавать этим механизмам решающее значение.

Неверно, что люди везде и всегда одинаковые. Люди разные, они по-разному мыслят, поэтому по-разному и живут. Наша цель – найти исторически апробированные и социально успешные состояния сознания. Если не учитывать этот фактор, нет никакого проку от внесенных в протокол ценных указаний общества государству с завтрашнего дня начать заботиться «не о себе, а о нас».

P.S. Очередной обзор на заданную тему. В принципе-то всё это здесь уже в разных местах писалось. Решил собрать в справочных целях.
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Кто первый начал?

    Пишет septimii_sever: «Прочитал Ваш пост о правом-левом. Интересные мысли - пища для ума. Пробежав Ваш журнал по диагонали и…

  • Консервативная эволюция. Вперёд, к победе феодализма

    Тот самый Йозеф Шумпетер, который впервые на Западе описал демократию как форму борьбы элитных групп, среди прочего указывал на значение элементов…

  • Знание и сила

    «Дух величия и власти», упомянутый ранее – мотивирующее начало и стержень настоящего высокотрадиционного имперско-аристократического общества. Он…

  • З. Прилепину

    Нижеследующее писалось в личную почту по поводу этого и, конечно, в целом высказываний подобного типа. Читателям блога предлагается расширенная…

  • Отправные пункты

    Приехал из Франции. Когда отстоишь очередь на Родину к окошку паспортного контроля, первое впечатление – кислая физиономия таможенника. Ты с ним…

  • Принципы иерархии

    В связи с наличием повода повторить сказанное прежде в различных местах делаю это отдельным текстом. Итак, по гегелевско-эсхиловским мотивам……

  • Почему это работает?

    Иллюзорна сногсшибательная простота ответа Познеру нью-йоркского чиновника, который восстановил ему паспорт в течение дня: «Сэр, вы за это платите…

  • Государство и капитализм. Ч. 2. Работа с понятиями.

    Редукция государства к госаппарату – неявно подразумеваемое аксиоматическое основоположение, на котором держится дефиниция «сильного государства»,…

  • Дело власти. Август 2010.

    1. Отслеживать тенденции внутри и вокруг правящей партии интереснее, чем комментировать потоки матерного красноречия старых и…

promo rightview february 3, 14:47 81
Buy for 600 tokens
Проблема придворной политологии в том, что она не знает никаких «элит» – в её поле зрения попадают придворные и только придворные. Под «элитной конкуренцией» на эзоповом дворцовом языке разумеется самозабвенная борьба придворных клик, которая может продолжаться до скончания веков – иначе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment