rightview (rightview) wrote,
rightview
rightview

Categories:

Царство, община, общество

Очередная небольшая дискуссия с А. Елисеевым.

И отвлеченное послесловие к ней.

В европейской античной архаике царь, фактически, и выступает органом самоуправления самоуправляющейся общины, которая на данной стадии не в состоянии институциализировать управление иначе, чем посредством фигуры сакрального владыки. Но с какого-то времени политический принцип преодолевает эксклюзивность этой фигуры. Знать начинает обходиться без внешней наглядной демонстрации того, к чему, вдобавок, чувствует себя генеалогически причастной и призванной. Власть отделяется от носителя, распространяется в воздухе, становится идеей, смыслом, образующим активную социальность: публика – это все те, кого объединяет res, дело, начатое «отцами», всегда абстрактное и всегда конкретное.

Растождествляясь с конкретным физическим носителем и «эйдефицируясь», власть приобретает динамику. Эмпирически проецируясь и тут же восходя назад, оказываясь больше своей проекции, идея трансформирует статус носителя в способность и утверждает способность как статус, воздвигая ценность (смысл) над тем и другим как регулирующе-движущий принцип. Власть начинает варьироваться по вертикально-ценностной шкале, что стимулирует ее к констатации и переходу границ, к постепенному организованному возрастанию. Как «ценная способность» она проявляется в состязательных формах подлежащего оценке действия, поднимаясь до культа деяния, то есть доблести (virtus, мужественность как добродетель: действенность, активность, властность, в качестве способности развиваемая культурно-моральным императивом). Как «ценный статус» она проявляется священным авторитетом властной инстанции и исходящего от нее приказа, отданного согласно полномочиям, безусловного и непререкаемого, однако, подлежащего затем оценке с точки зрения способности в ценностно-смысловом пространстве.

Становясь «идеей», власть утверждает себя – ограничивает и преодолевает. Способность поднимается до статуса (избрание-назначение), статус до способности (сущность должности – полномочия что-то сделать). Эта взаимоперетекающая ценностно мотивированная динамика статусов и способностей предстает властью, которая реализуется через агрессивно-честолюбивую, склонную к экспансии систему магистратур, являя специфику греко-римского политического устройства.

Вот эта диалектика (идеи) власти и общества ее носителей (которая продолжается и в дальнейшем) должна приниматься во внимание при рассмотрении сущностей «царя» и «общины». Стремление мыслить их изолированно, извне, связывая лишь внешним экстраординарным актом «земского собора», является негативным по отношению к обеим сторонам. Их «тянет» к синтезу навстречу друг другу. Царь теряет смысл, находясь вне управления общиной. Община не управляема, если не создает иерархии внутри себя.
Subscribe
promo rightview february 3, 14:47 81
Buy for 600 tokens
Проблема придворной политологии в том, что она не знает никаких «элит» – в её поле зрения попадают придворные и только придворные. Под «элитной конкуренцией» на эзоповом дворцовом языке разумеется самозабвенная борьба придворных клик, которая может продолжаться до скончания веков – иначе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments