«Уроки августа 1991
В марте 1991 г. больше 70 % населения России проголосовало за сохранение СССР, что, казалось, обеспечивало легитимность действий ГКЧП.
19 августа 91-го мой старший коллега и приятель, очень известный по тем временам персонаж, говорил мне по телефону: "Наконец-то в стране будет порядок!"
Уже 21-го августа вечером этот же самый человек сказал мне: "Хунта повержена! В стране, наконец-то, победила демократия!"
Мораль: в критической ситуации ПАССИВНОЕ одобрение или неодобрение большинства не стоит ничего. Значение имеет лишь позиция активного меньшинства, "готового выйти на площадь в назначенный час". Так всегда было в истории и вряд ли что-то изменилось.»
Да, но неплохо было бы порассуждать о способности большинств производить из себя меньшинства, готовые в критической ситуации постоять за общие интересы. Чтобы набралось сто тысяч человек, настроенных выйти за что-то на площадь, статистически в среднем нужно, чтобы сочувствующих было миллионов двадцать. Но обратное в общем случае неверно. Не любое большинство может оформиться и стать дееспособным, выделив из себя из себя «голову» с руками и ногами – активное меньшинство. Да и меньшинству, уже пришедшему во власть, не любой формат отношений с большинством позволяет сохранить качество. Меньшинство, которое занимается культивированием холопских навыков в среде своего происхождения, неминуемо само усваивает уроки, предназначенные для других. Чтобы чему-то научить, нужно этому сначала научиться. А если научишься тому, чему учишь свою противоположность, не удивляйся, если обретешь её у себя на шее и не справишься с грузом.
Journal information