?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А проблема осталась

Два высказывания: одно о погибшем священнике о. Павле Адельгейме, другое принадлежит ему самому.

Впечатления от личности:

«…говорил, что когда встречает человека впервые, обаяние, исходящее от человека настолько сильно, что он забывает имена. Мы спросили: "А если от человека не исходит обаяние?" Он ответил: "Ну как же? Ведь каждый человек это образ Божий?" Самый ревнивый из нас: "Но ведь есть подонки, нелюди?". Отец Павел подумав немного: "Вы знаете, я не встречал таких". - "Ну а в лагере, где вы сидели и где вас хотели убить, где вы лишились из-за этого ноги?". Снова подумав: "Нет, нет, там тоже не встречал. Это просто несчастные люди. У меня от лагеря остались очень светлые воспоминания. Вот начальник лагеря (назвал его по имени-отчеству!). Он иногда становился агрессивным и ругался, но мы часто с ним сидели и говорили о вере, иной раз до трёх часов ночи. Он тоже искал»...

О «женщинах в храме»:

«ошибочно рассматривать этот поступок, как частный случай, вне связи с церковной и общественной жизнью. Реакция была естественной и возникла не на пустом месте. Она выразила общественную оценку симфонии, повторившей историческое заблуждение, приведшее к катастрофе 1917 года. Молебен заявил протест против смычки несовместимых начал: государственного механизма с церковным организмом, свободы с насилием, любви с корыстью. В-третьих, ответ спровоцирован государством, презревшим общественное мнение, и РПЦ, отвергнувшей народ Божий. Если правоохранительные органы нарушают права и свободы граждан, жаловаться некому. Легитимные средства защиты не работают. Государство толкает граждан на «несимметричный ответ», а потом расправляется с ними "по закону". В Российском государстве протестные акции социалистов вылились в терроризм - покушения на царя и сановников. Революция вылила накопившуюся ненависть на духовенство. Не следовало расстреливать крестные ходы из пулемета, не следовало "огнем и мечом" загонять в православие, требовать справки о ежегодном причащении. Заявление - "неадекватная акция" не подходит, если адекватный ответ не допускается. Сорвавшись с катушек, делают, что могут и как умеют. Современный терроризм тоже вырос на почве произвола и насилия. Насилие не породт любовь. Оно воспитает страх и ненависть поколений».

Как видим, о. Павел был склонен оправдывать «этих женщин» и не только их, но даже и красных погромщиков прошлого века, абсолютно так же, как оправдывал и прощал любого – частного – человека, с которым общался, невзирая на зло, которое, возможно, претерпел от него. Каждого он стремился понять и простить, вывести из-под морального удара. Однако о. Павел судил совершенно иначе в отношении институтов. К институтам (церковь, государство) он применял презумпцию виновности. В их конфликте с индивидуумами последние оказывались правы по умолчанию. Личность и институты – в разных категориях. Между ними пропасть.

Заметим, что церковь фактически признает это правильным и придерживается аналогичного подхода. В частной жизни прощение – это добродетель, а страдание, вплоть до мученичества, украшает христианина. Но церковь в целом по возможности воздерживается от подобных украшений, стремится не давать себя в обиду, достаточно охотно отвечает ударом на удар. Это восприниматся как само собой очевидная модель поведения. Как будто это реальность, которой заведомо чужды христианские моральные нормы и критерии ценности. Тем самым разрыв между личностью и институтами подтверждён и с другой стороны конфликта. Можно сказать, мы наблюдаем некое всеобщее правило. Всеобщее по крайней мере для России.

Из этого не вытекает ничего хорошего для судьбы институтов, которые по факту у нас, как известно, почти всюду являют собой колоссов на глиняных ногах. Модель внешней твердости, за которой скрывается внутренняя сакральная слабость и пустота, восходит к этому, только что отмеченному дуализму. Институты десакрализированы, оторваны от ценностного источника. Они не воспринимаются в народном сознании как нечто вполне серьезное, несмотря на всю суету, которую они разводят вокруг себя. И если это так, то в основе этой слабости противоречие, изроморфное только что описанному выше.

Простого объяснения ему с отсылкой к христианской индивидуалистической интенции, к тому, что у институтов нет бессмертной души, а у личности она есть, на мой взгляд, недостаточно. Институт – это тоже личность и личности: человеческая воля, которая его воздвигает и оформляет. Институт – состояние сознания. Нет никаких внятных причин во взаимодействии двух уровней личностного выдавать одному индульгенцию на все случаи жизни, а другой распинать и третировать при любой возможности. Разве что это ещё один догмат, о котором известно лишь посвященным. Если тем не менее перекос, о котором речь, наблюдается всюду, в том числе в деятельности о. Павла, то это лишь свидетельствует о глубине проблемы.
promo rightview december 6, 02:35 96
Buy for 600 tokens
Что делать? – в смысле: какая политическая программа из предложенных сейчас является оптимальной? Ответ: нет такой программы. В первую очередь, начнём с очевидного, её нет у существующего российского «руководства». Сейчас уже ясно, что надежды на «правый поворот», которые кто-то вынашивал…

Comments

rightview
Aug. 7th, 2013 03:19 pm (UTC)
Речь идет о власти как состоянии сознания и самосознания, в первую очередь.

http://rightview.livejournal.com/19494.html

Сакрализация возводит власть к её идее и ценности, к её организующему принципу. Такая, культурно осознающая себя власть выступает как растущая, созидательная, она вовлекает в орбиту своего самоутверждения. Власть, восходящая к своей идее, проникнутая духом своего величия - это принцип "созидания" и "организации" вопреки хаосу и разрушению. Напротив, в качестве негативной проявляется власть, отпавшая от своей сущности, утратившая ценность, склонная к самоотрицанию. Это принцип хаоса.

Всё, можно идти проповедовать.
qwerty_writer
Aug. 8th, 2013 04:11 am (UTC)
Ницше.
Я тоже склоняю главу пред мощью его интеллекта и яркостью выражения.
Разве только ещё — Платон...
rightview
Aug. 8th, 2013 06:57 pm (UTC)
Да. А если Платон и Ницше соединяют свои силы...
qwerty_writer
Aug. 8th, 2013 05:23 am (UTC)
По ссылке — хорошо написано. Да что там хорошо — сильно.
Последняя строчка, правда, "обнадёживает"...
Спорить ... не хочется. Поразмышлять — есть над чем. Хотя я и не "правый", (а описанные Вами изъяны в "левом" общественном самосознании и сам хорошо вижу)
Вопрос, что не к сути рассматриваемой проблемы относится, а ... как Вы оцениваете резонанс за прошедшие 2 года, нет, не конкретно этой статьи, а настроения, в ней выраженного (блестяще выраженного) — ведь не одному же Вам подобные мысли в голову приходят? В общественном сознании, в "партийном строительстве" etc.
rightview
Aug. 8th, 2013 06:56 pm (UTC)
Пока, пожалуй, в основном антирезонанс... как и два года назад.

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner