?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гордость и порок

При обсуждении разных проблем, когда затрагивается тема человеческой активности, замыслов и результатов, часто высказывается скептическая точка зрения:

«Я творю, а значит, я подобен Творцу, по образу и подобию Которого я создан. По сути, это разновидность гордыни (в художественном смысле)»

В этом известном из христианской традиции осуждающем заключении, которое приписывает греховность не просто активности, но активности, сознательно возводящей себя к первоисточнику, есть противоречие. А почему считать себя подобным тому, кто был образцом при (моём) создании – это гордыня, достойная порицания?

Может быть, как раз наоборот: самая худшая (ибо нелепая) гордыня – это когда творение изволит считать, что творец поработал неудачно (то есть копия не похожа на оригинал).

Ну, и пойдём дальше. Чем гордишься, к тому и стремишься. Но если гордостью называется концентрация субъекта на лучшем в себе, то почему это – порок? Гордиться богоподобием и поступать в соответствии с сакральным образцом – образцом силы и действия – плохо?

Если «человек действующий» не богоподобен, то и действия его бесплодны и не «созидающи». Из противопоставленного «гордости» состояния самосознания возникает тип активности, лишенный формы и организующего принципа.

Эту бесформенность мы «где-то» уже видели.

Вот так мы и приходим к «типично левым практикам современного искусства» вроде некоторых перформансов. Они левые не потому, что проистекают из состояний психики, в каковых Церковь когда-то усматривала отличительный грех сословия знати. Они левые по причине излишней скромности авторов.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
irene_glotova
Sep. 26th, 2012 07:03 pm (UTC)
Вы касаетесь весьма тонких богословских позиций.О них сложно судить из вне, "от знания", а не "от делания".
Грех это промах.Совершено определенное действие и в результате промах.Как в стрельбе.По неумелости ли,по оплошности ли, по беспечности ли и наконец по не способности.
Декларируется статус "по образу и подобию", но он не подтверждается по испорченности твари.Гордыня ,та самая,осуждаемая христианством есть потеря из внимания постоянного помятования "поврежденности".Ей противостоит смирение.Таким образом, помятуя о поврежденности ,человек обязан поступать подобно творцу - смиренно творить,не ради себя,а из себя. И искусство,как способ самовыражения, делается попыткой делиться избытком мировидения.
rightview
Sep. 27th, 2012 08:15 pm (UTC)
А я как раз от делания сужу. От сохи и кирки, чуть только не от серпа с молотом (бизнесом управлять – многотрудное занятие)). И вот, распрямившись от оных, как сейчас разражусь трактатом…

>Грех это промах.Совершено определенное действие и в результате промах.

И я – Вы помните – о том же: делание сопряжено с провалом уже в индоевропейских корнях, и этот риск известен каждому, кто делает, не из писания-предания, но из глубины себя. Там, где появляется фаустовский человек, для которого согласно Декарту и Фихте он сам для себя есть внутреннее действие, предшествующее всем другим действиям, приходят и понятия долга перед собой и, жутко сказать, греха перед собой, предательства самого себя, понятия настолько же бессмысленные, насколько бессмысленны для предыдущих эпох динамика мировой имперской капиталистической поступи, бесцельность мирового развития, которое ими же (внутренней динамикой этих понятий) и приводилось в движение. Я как-то отмечал это: где спасение, там и двойная опасность; рефлексия продуктивна и порождает, но плоды могут быть различны; самопреодоление, расцветающее на западной почве, постоянно перетекает в самоотрицание – но и обратно.

Но в раскладе, который мы разбираем, обнаруживается что-то другое. Тут нет делания, которое рискует перед самим собой, перед собственной бесконечностью, тут намечается суждение не из делания, но именно что из вынесенного вовне знания. Декларируется статус «по образу и подобию», но он не подтверждается, перекрываясь встречной декларацией испорченности твари. Эта испорченность - «знание», а не действие, сейчас уже просто «книжное». Нужное ли? Давайте подумаем, обязательно ли человеку «памятовать о поврежденности», чтобы творить не ради себя, а из себя?

О какой своей «повреждённости» думал Микеланджело, когда создавал Давида (если он вообще думал о себе, а не о Давиде, при том, что это авторское «недумание-о-себе-думание-о-Давиде» передаётся статуей всем, кто оказывается рядом)? А вот современный художник-пачкун, постмодернистски уверенный, что мир в дерьме лежит, а не в мраморе, и он сам плоть от плоти той субстанции, чего он нисколько не скрывает. Через думание-не-о-себе-но-о-Давиде человек попадает в стихию человеческого и сверхчеловеческого, в движении которой у него открывается новый вид на себя и способ думать о себе так, как не думал прежде: сверху. А с другой стороны стихия недочеловеческого, повреждённо-недочеловеческого. Здесь думают о себе? Да, начинают, ведомые знанием о повреждённости. Но затем думать уже не о чем. Вопрос рассасывается. Здесь погружаются в свои низины, чтобы себя потерять. А в первом случае выходят из себя… – ради себя – чтобы себя найти.

Если гордость и гордыня – разные вещи, то соотносятся они как вещь и вещь в повреждённом мире, как слово и его перевод на некий потусторонний язык. Или, иначе выражаясь, гордыня – это гордость, сломанная знанием о том, что гордость есть грех. То, что знает себя как грех, греховно.


Edited at 2012-09-28 05:45 am (UTC)
irene_glotova
Sep. 28th, 2012 02:19 pm (UTC)
Преклоняю колена...в подлинном смысле этого Действия.
Похоже спровоцировала Вас на ковровую бомбардировку:)
Выше я продемонстрировала пример обшего места в христианском мировидении. Транслировала чрез себя, как некую запись.Это из прошлой жизни - двадцать лет в "делании" последовательном-бескомпрамисном-искреннем привели меня к последовательному атеизму.
Если честно, то я немного в Вас засомневалась...Теперь вижу,напрасно.
korzh18
Sep. 29th, 2012 08:55 am (UTC)
И какова была цель Адама и Евы до того, как они промахнулись и покинули рай?
irene_glotova
Sep. 29th, 2012 09:12 am (UTC)
Ответ будет в двух словесных футлярах:)
первый (христианский) - дление блаженного постижения-созерцания сотворённого с попутным имянаречением. Нечто схожее с трасгрессивной практикой.
второй - промахнулись не Адам-и-Ева...все дело в первичном резонансе http://irene-glotova.livejournal.com/4637.html?mode=reply#add_comment
http://irene-glotova.livejournal.com/6679.html
korzh18
Sep. 29th, 2012 02:07 pm (UTC)
По "первому футляру" можно сразу переходить к "теодицее" - люди созданы ограниченными во времени и "длениие" для них опасно или неполезно. Второй вариант - люди созданы безграничными, но в свою очередь неполезны или опасны для создателя. На всё это "отвечает Ваш второй футляр", где 1+1>2. Именно так пока объясняется происхождение вселенной из сингулярности.

Edited at 2012-09-29 02:07 pm (UTC)
l_conservateur
Sep. 27th, 2012 08:03 am (UTC)
Но ведь гордость - не гордыня и пороком, вроде бы, не объявлялась?
irene_glotova
Sep. 27th, 2012 08:34 am (UTC)
Весьма часто происходит смешение "этих"...затрудняюсь отнести их к разряду определений. "Гордость" и "гордыня" - внутренние динамические системные функции. Это как Любовь и любовь, Свобода и свобода. Функция одна, а способ сопряжения с реальностью разный.
При этом функционал поляризуется, вплоть до опрокидывания функции в состояние своего отрицания. Вот вам и циркуляция в контуре "гордость-гордыня"...далее со всеми остановками:)
l_conservateur
Sep. 27th, 2012 08:47 am (UTC)
"способ сопряжения с реальностью" - сильно, мне понравилось!
irene_glotova
Sep. 27th, 2012 08:56 am (UTC)
...мне понравилось, что вам понравилось:)
rightview
Sep. 28th, 2012 05:47 am (UTC)
Гордыня - это как раз гордость, объявленная грехом.

А где в христианских текстах встречается "гордость" как положительное качество?
l_conservateur
Sep. 28th, 2012 06:52 am (UTC)
Тут, наверное, лингвистические нюансы. Гордость и гордыня в русском языке несут довольно разный смысл, а в других языках обозначаются одним словом.
anton21
Oct. 7th, 2012 11:01 am (UTC)
как участнику нашего сообщества "Русский Вопрос"


Ув. , убедительно прошу перепоста размещенного по ссылочке -- http://rus-vopros.livejournal.com/2411022.html
7 Окт, 2012 at 8:53 AM


во имя нашей победы убедительно прошу
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner