?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ночью в переходе

Популярное мнение: «реформы Гайдара разрушили административно-командно-распределительную хозяйственную модель. Р е а л ь н ы е [имеющие денежное и товарное измерение] реформы Гайдара были необходимы. То есть – неизбежны».

Но, даже если бы они и в самом деле разрушили «административно-распределительную модель», разве то, что сводится к разрушению чего-либо, – это «реформы»? Если такие реформы «были неизбежны», не проще ли сказать: нечто обветшало и деградировало настолько, что не могло не рухнуть. Обветшавшее нечто и впрямь рухнуло, пустив всем много пыли в глаза. А реформы – это что-то более-менее завершенное, и на площадке, уже очищенной от мусора. У нас же ничего не завершено и не очищено, так и обитаем на донельзя замусоренном стройспецобъекте без крыши и с пустыми окнами, то есть в месте, где, строго говоря, жить нельзя.

Логично вместе с Павловским предположить, что реформы пока впереди. (Он там же пишет в комментариях: «ну как можно 25 лет явно неудавшиеся реформы именовать состоявшимися? и зачем, главное? тогда и Россия с колен поднялась, и крымнаш, нечем крыть ))»

И даже если посмотреть на вещи несколько иначе и думать, что целью Гайдара был не «слом» той самой «модели», а её укрепляющая модернизация – обогащение, всерьез и надолго, (ответственных строителей) социализма элементами капитализма – это не повод изменить оценку на противоположную и верить, будто «реформы удались». Обогатившихся хватает, но положение, в котором мы все зависли, фальшивое. Этот ублюдочный недосоциализм-недокапитализм – не стабильная, а промежуточная виртуальная частица, переходный продукт прогрессирующего распада. Вынести отсюда может куда-угодно, а куда надо, неизвестно. Вопрос не решен. Гиперкапитализм/гиперсоциализм, который вопросительным знаком нависает над нами с Запада/Востока – не больше нашего располагает ответами, что дальше. Такое время. Кто-то этим пользуется.

Featured Posts from This Journal

  • Нездоровые сны

    Тревожно мне что-то. Есть ли у Родины план на случай, если Трампу объявят импичмент? А объявить могут, говорят специалисты. Несомненно, если до…

  • От Ромула к Брежневу

    Неожиданный инсайд: "Кириенко считает, что в обществе есть запрос на справедливость и уважение, он говорил об этом на осенних встречах с экспертным…

  • Попали на реформы

    Реакции на экономический обвал во все времена имеют свои константы. Начинают тихонько роиться проекты преобразований. Всплывают слухи и отставники,…

  • Контрреволюционная ситуация в России. Часть 1.

    Большая часть проблем в стране так или иначе возводится к затянувшейся с 90-х годов «революционной ситуации», которую давно пора…

  • Море в огне

    И снова закат на Капри

  • От олигархов к фаворитам

    Хорошо Кашин пишет: «Административная реформа, начатая Владимиром Путиным без предупреждения и без объявления войны, производит такое впечатление,…

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
smol1
Jun. 29th, 2017 06:47 pm (UTC)

Реформы Рыжкова окончательно угробили социалистическую экономику. Других вариантов, кроме как пытаться перейти к рынку, тогда уже не было. Гайдару просто поручили провести эти реформы. Я вовсе не в восторге от того, как они были проведены. В отличие от обычных претензий к ним, я полагаю, что эти реформы были слишком медленными и недостаточно решительными. Там ведь даже не все цены сразу отпустили, рубили хвост собаке кусками. Сравните с реформами Бальцеровича в Польше. Там гиперинфляция кончилась через несколько месяцев. Но надо понимать, что полномочия Гайдара были весьма ограничены, многие решения принимал не он. 

rightview
Jun. 29th, 2017 07:14 pm (UTC)
Ну конечно, попытаться перейти к рынку... В этом тогда разве кто-то сомневался? Но как? К какому рынку?
smol1
Jun. 29th, 2017 07:25 pm (UTC)

А какой может быть рынок без защиты собственности?


А кто может и должен защищать собственность?


Только государство.


Отсутствие такого государства и есть главная проблема.

rightview
Jun. 29th, 2017 08:59 pm (UTC)
Да. Но Гайдар был тот еще государственник.
smol1
Jun. 30th, 2017 09:12 am (UTC)
Каким государственником был Гайдар, не имеет значения. Он и в сфере экономики никогда по-настоящему не руководил, а уж государственное строительство и подавно находилось вне сферы его компетенции.
rightview
Jun. 30th, 2017 03:53 pm (UTC)
Тогда что же он реформировал?
smol1
Jun. 30th, 2017 04:26 pm (UTC)

Четверть века назад Гайдар был в течение нескольких месяцев и.о. предправительства. Пора перестать использовать его в качестве мальчика для битья. Его убили уже лет десять назад.

noname_rambler
Jun. 30th, 2017 08:45 am (UTC)
Рубили упряжь. И надеялись, что телега сама поедет.
А она может конечно ехать – под горку. В горку должен кто-то тянуть.
smol1
Jun. 30th, 2017 09:14 am (UTC)
Упряжь уже давно сгнила. Надо делать новую телегу.
noname_rambler
Jun. 30th, 2017 09:50 am (UTC)
Речь идёт о событиях четвертьвековой давности. Ничего ещё тогда не сгнила – потому и рубили сплеча – "чай, не Польша!.."
smol1
Jun. 30th, 2017 10:07 am (UTC)
Сгнила еще при советской власти. Потому она и приказала долго жить. В 1991 году вместо строительства нового государства на месте рухнувшего, из бывших советских структур была сколочена убогая времянка, которая по удивительному стечению обстоятельств существует до сих пор. Эти структуры (армия, милиция, КГБ, прокуратура, судебная система, региональные власти и т.д.) уже тогда были поражены плесенью. В новых условиях их деградация только ускорилась.

В новом государстве все структуры должны строиться заново. Вспомните, что большевики распустили даже старую армию (во время мировой войны!).
noname_rambler
Jun. 30th, 2017 10:31 am (UTC)
Так ведь существует! (Я хотел было об этом сказать в предыдущей реплике)
Это что же за такое удивительное стечение обстоятельств, что позволяет существовать (и укрепляться) наспех сколоченной времянке?
Всё заплесневело, всё прогнило – и существует, через четверть века после того, как приказало долго жить.
Вот уж действительно удивительный феномен.
Тогда как старая русская армия рухнула в несколько месяцев. И отнюдь не усилиями одних только большевиков – не буду искать цитату Деникина про "червей".
smol1
Jun. 30th, 2017 02:59 pm (UTC)
-Это что же за такое удивительное стечение обстоятельств, что позволяет существовать (и укрепляться) наспех сколоченной времянке?

По поводу укрепления я с Вами не соглашусь. А обстоятельства, обеспечившие столь длительное существование этой времянки, заслуживают специального обстоятельного обсуждения. Кратко упомяну только два из них:

1. Рост цен на нефть в 1999-2008 с 12 до 144 дол/бар. Это позволило обеспечить громадный рост уровня жизни населения за этот период.
2. Удачный камуфляж режима: в путинский период официозная риторика поменялась с псевдолиберальной на псевдопатриотическую, что позволило пропаганде создать миф о том, что режим поменялся.

noname_rambler
Jun. 30th, 2017 03:07 pm (UTC)
Итак:
1. рост цен на нефть;
2. удачный камуфляж.
И что – с такой ерундой не может справиться "всё прогрессивное человечество"? Да и как-то слабовато для реанимации трупа.
Что касается первого пункта, то у нас почти десять лет уже никакого роста цен как бы и нет, а совсем наоборот...
Ну а второй пункт – ну это ж несерьёзно, согласитесь?
Нет, это не объяснение феномена, нужно что-то другое, более основательное. Мне так кажется, по крайней мере.
smol1
Jun. 30th, 2017 03:44 pm (UTC)
А какова Ваша версия?
noname_rambler
Jul. 1st, 2017 05:19 am (UTC)
И тут оппонент неожиданно слился:)
...........
Если очень коротко, хотя вопрос конечно требует развёрнутого ответа, то:
"птица Феникс" возрождается потому, что те, кто её возрождают, работают на архетипах;
а те (продвинутые), что против – на разрушении архетипов.
Возьмите любой эфир Эха Москвы, например (да хоть вчерашний, со Сванидзе), для иллюстрации.
Это очень большая проблема, и осознать её – для умных и продвинутых – тоже очень большая проблема.
rightview
Jul. 1st, 2017 06:00 am (UTC)
Поинтересоваться Вашим мнением - не обязательно значит "слиться".

Вообще же ответ сводится к:

"птица Феникс" возрождается потому, что... её возрождают"

"Про архетипы" - это ничего не добавляет. Архетипы у разрушителей архетипов те же самые.

noname_rambler
Jul. 1st, 2017 06:56 am (UTC)
Да это ирония была. Самоирония. То есть – первым моим побуждением было – не отвечать на вопрос, "слиться".
Чтобы не натолкнуться на непонимание.
Что же касается того, что "возрождают" – да сделайте так, чтобы не возрождали, тем более, что работаете вы "с теми же архетипами"... возрождайте то, что считаете нужным возрождать, либо рождайте новое...
"Всего и делов то..."
(Я тут не лично к Вам обращаюсь, надеюсь понимаете...)
smol1
Jul. 1st, 2017 11:41 am (UTC)

Эхо Москвы я не слушаю, впрочем, как и другие радиостанции. Но мне показалось, что Вы воспринимаете его, как оппозиционное СМИ. А я воспринимаю, как СМИ, принадлежащее власти. Поэтому, мне трудно понять, что Вы хотели сказать. Не могли бы Вы высказаться более прямо.

noname_rambler
Jul. 1st, 2017 01:10 pm (UTC)
более прямо
То же самое – про архетипы, но без Эха Москвы.
Я не воспринимаю его как оппозиционное радио, я его вообще никак не воспринимаю.
Про архетипы я пояснять не буду. Просто это будет длинно, а смысла наверное нет.
Непонятно – значит непонятно, пожимаем плечами и расходимся.
smol1
Jul. 1st, 2017 01:27 pm (UTC)
Да, в этом блоге принято выражаться мудрено, а я человек простой. Вы уж извините.
noname_rambler
Jul. 1st, 2017 02:39 pm (UTC)
Это про архетипы то? Да я проще Вас наверняка:)
Имелось в виду, что реаниматоры опираются всё больше на дорациональные пласты сознания общества, методом проб и ошибок нащупывая оптимальные для них, реаниматоров, варианты. Их (реаниматоров и их варианты) можно высмеивать, издеваться над ними, но противопоставить им можно только такого же уровня выстроенные с нулевой отметки фундамента архетипы, а не рационально обоснованные аргументы.
"Нефть" – это такой вот рациональный аргумент, поэтому он и не сработал, когда повалился, ну или сработал в обратную сторону 9 лет (девять!) назад. А как все ждали? "Вот опустится" – Вот опустилось – и что? и ничего... "Вот выйдут люди" – Вышли...
И снова зашли...
smol1
Jul. 1st, 2017 04:47 pm (UTC)

Все это можно об'яснить, оставаясь в рациональном поле и без архетипов. Феномен Путина имел две составляющих: телевизионная картинка и быстро растущий уровень жизни населения. В 2008 году вторая составляющая исчезла. С трехлетним лагом выяснилось, что только телевизионная картинка не достаточна. Популярность Путина начала падать. Для поправки ситуации Путин использовал давно известный прием: маленькая победоносная война. Крымнаш отлично сработал, и рейтинг Путина опять устремился вверх.

noname_rambler
Jul. 1st, 2017 08:05 pm (UTC)
Крым Путину не очень то и нужен был. Как-то за всеми этими украинскими делами забыли про маленькую победоносную Олимпиаду – дела шли хорошо и без Крыма, крымнаш скорее форсмажор, такие вещи не планируются – стрёмно слишком.
Сейчас крымнаш исчерпал себя как рейтинговый фактор – делаем ставки?
smol1
Jul. 2nd, 2017 07:59 am (UTC)

Путину был нужен не Крым, а возвращение народной любви. Да, крымнаш исчерпал себя как рейтинговый фактор. Следует ожидать новой войны. Вы имеете в виду ставки о предполагаемом противнике?

noname_rambler
Jul. 2nd, 2017 08:44 am (UTC)
Нет конечно, какая война, о чём Вы...
Ещё раз повторю – для "возвращения народной любви" Путину крымнаш был совершенно необязателен к 2014 году, это был форсмажор, в предлагаемых обстоятельствах ему больше ничего не оставалось делать – да, чтобы не потерять "народную любовь", к которой "режим" весьма чувствителен. Но не "для возвращения", что её возвращать, она никуда не девалась все эти непростые для режима годы. Даже в в самый пик "народных протестов". Знаете, это ведь "объективная реальность, данная нам в ощущениях", если не признавать её – смысла нет вести обсуждение этой темы. Общей точки нет.
smol1
Jul. 2nd, 2017 09:49 am (UTC)

Народную любовь я признаю. Но она не является постоянной величиной. Для ее измерения используются рейтинги. В 2011-2013 рейтинг Путина упал по стране в целом до 50%, а в столицах ниже 30%. А ведь столицы показывают тенденцию. Остальная страна обычно следует за ними с некоторым временным лагом. Тенденцию переломил именно крымнаш.


Я всё-таки не понял, на что Вы предлагали делать ставки.

livejournal
Jun. 30th, 2017 05:26 pm (UTC)
Ночью в переходе
Пользователь jorkoffski сослался на вашу запись в своей записи «Ночью в переходе» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ночью в переходе [...]
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner