?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Две истории не оставляют меня практически всю взрослую жизнь, начиная с института. Стенфордский тюремный эксперимент - раз, и эксперимент Милгрэма из Йельского университета по подчинению авторитету – два».

Всё, что доказывают эти эксперименты, это то, что человек – хороший актер: он способен выбирать роли и сущности, откликаясь на интересные предложения. В частности, он любит делать добро, но точно так же любит делать и зло. Как гласило полное глубокого удовлетворения признание Суллы, гордящегося своим счастьем: «Никто не сделал больше добра своим друзьям, и зла своим врагам, чем я». Это и есть счастье в восприятии знатного римлянина – полнота жизни – полнота осуществления возможностей.

Если бы те же профессора взяли тех же испытуемых и предложили им игру в благотворительность, они с удовольствием развлекались бы, творя добро. Какую из ролей считать «естественной», какую нет – исключительно вопрос произвола интерпретации и произвола экспериментатора. Древние хорошо понимали, что «естественны» обе. Но, что интересно, экспериментировали, выводя людей на чистую воду, чаще в направлении, обратном стэнфордско-йельскому.

Какими были настроения уважаемых афинских граждан времен расцвета демократии, которых платоновский Сократ успешно провоцирует на разговоры о благе и справедливости?

Феаг Сократу: Думаю, я мог бы пожелать стать тираном, и лучше всего над всеми людьми, а если это невозможно, то над их большинством. Да ведь, пожалуй, и ты, и все остальные хотели бы этого, а еще более – стать богами... Но я сказал, что стремлюсь не к этому («Феаг»)

Сократ Алкивиаду: Полагаю, что ты первый, если бы тебе явился бог, к которому ты сейчас направляешься, и раньше, чем ты успел бы попросить его о чем-нибудь сам, спросил тебя, довольно тебе было бы стать тираном города афинян, да притом – если бы тебе это показалось не великим делом, но ничтожным – предложил тебе стать тираном всей Эллады, увидев же, что и этого тебе недостаточно, но ты стремишься управлять всей Европой, обещал бы тебе и это, причем не только обещал, но в тот же день по твоему желанию довел бы до всеобщего сведения, что Алкивиад, сын Клиния, стал тираном, – полагаю, ты ушел бы от него, преисполненный радости, считая, что бог возвестил тебе величайшие блага.

Алкивиад. Я думаю, Сократ, что и с любым другим, кому выпало бы это на долю, было бы то же самое.

Сократ Алкивиаду. Очевидно, и у богов, и у людей, имеющих ум, должны особенно почитаться справедливость и разумение: разумные же и справедливые – это именно те, кто знает, что должно делать и говорить, обращаясь как к богам, так и к людям. Я хотел бы услышать и от тебя, что ты можешь на это сказать.

Алкивиад. Но я, мой Сократ, полностью согласен с тобою и с богом. Негоже мне было бы разойтись с ним во мнении. («Алкивиад II»)

Сократ Алкивиаду. Думаю также, что у тех, кто пал при Танагре, – у афинян, лакедемонян и беотийцев, а также и у тех, кто позже погиб при Коронее (среди них был и твой отец Клиний), спор шел не о чем ином, как о справедливом и несправедливом, и именно этот спор был причиной смертей и сражений. Не так ли?

Алкивиад. Ты прав.

Сократ. Я спрашиваю тебя, видел ли ты когда-нибудь человека, совершающего безобразные, но справедливые поступки?

Алкивиад. Нет, не видел.

Сократ. Наоборот, все справедливое было одновременно прекрасным?

Алкивиад. Да. («Алкивиад I»)

И т. д.

Featured Posts from This Journal

  • На шествие

    «Вот они, Рима сыны, владыки земли, облаченные в тогу» – слова, принадлежащие Августу в такой же мере, как и Вергилию («Энеида», I, 282), после…

  • Лицо времени. Имидж, жажда и рамка.

    В Риме в палаццо Кафарелли на Капитолии выставляется тот самый автопортрет Леонардо да Винчи, привезли из Турина до 3 августа. По такому случаю не…

  • Каприйские закаты

    На третьем снизу фото здесь запечатлена улочка в Анакапри, а над ней гора с крестом на вершине. Приятно отметить, что пару дней назад стоял прямо…

  • Церкви Сполето

    Вот и кафедральный собор Сполето. Тот самый, построенный вместо снесенного Барбароссой. В Сполето много древних церквей. Идешь…

promo rightview march 12, 2016 01:59 19
Buy for 600 tokens
Говорят о кризисе национальных государств. Винят, согласно распространенной манере, «глобализм», «транснациональные корпорации», которые на самом деле близоруки и ограниченны как типичные бизнес-структуры и всегда лишь используют возможности: действуют в открывшемся пространстве, но сами его не…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
artumbo
Mar. 13th, 2016 02:43 am (UTC)
Справедливость - это тактический балланс злого и доброго с тенденцией к стратегическому преобладанию праведного.
Прекрасно раскрытие творческого начала не в мимикрии к востребованным на потеху тирана сущностям, а тирания эстетического концептуализма над мифической магифренией отдельной личности, хоть и Великой.
Только изжив творческий каннибализм человечество совершит вторую культурную революцию.
rightview
Mar. 14th, 2016 05:50 am (UTC)
А в чем состоит творческий каннибализм?
artumbo
Mar. 14th, 2016 06:10 am (UTC)
В необходимости прислуш(ж)иваться к тирану вместо того, чтобы слушать в себе течение мыслей, желания, любви; строить из них общее удовольствие останавливающее время.
rightview
Mar. 14th, 2016 04:08 pm (UTC)
Да, согласен в общем случае. Но бывают и вдохновляющие тираны. Лоренцо, например.
artumbo
Mar. 14th, 2016 05:03 pm (UTC)
Пуская свою добродетель вразнос, маниакальный тиран даже мозгом сифилитика осознаёт изъян самодурства, чтобы комплексуя перед Богом отдать дань гармонии. Но музыку в камне моцарты пишут не в их честь, а по вдохновению и лишь отчасти за деньги.
Современные тираны не комплексуют, их "добродетель" - бросить Бога к ногам Люцифера.

Edited at 2016-03-14 05:09 pm (UTC)
rightview
Mar. 14th, 2016 05:24 pm (UTC)
>бросить Бога к ногам Люцифера.

А вот древние с трудом сообразили бы такое - Юпитер, брошенный к ногам... Эээ, кто там был и. о. "люцифера"? Это как корень квадратного трехчлена - не только извлечь, но и представить-то невозможно. И я думаю о том, не является ли критерием истинности образная реалистичность? Если что-то выговаривается на языке, принятом в сакральной теории, то это непременно будет происходить в действительности. И если сказанное (и воплощенное) слово сводит теорию к абсурду, то она неверна.
artumbo
Mar. 14th, 2016 06:01 pm (UTC)
Моя образная реалистичность атеиста всегда пользовалась двумя кранами воды, а не экономила на "тепленькой" довольствуясь свежестью монотеизма. Этико-эстетическое понимание чего ради: отрезвляющие процедуры; нежить любимую с лепестками роз или купание ребенка. Процесс был важнее результата!
Теперь кому то кажется, что кубит Земли переквантован в ноль за остатком сотых и тысячных процента Человечества и Он вот-вот придет, поцелует в живот и порядок наведет.., надо только что бы в кране не стало воды.
Вода теорий водоворотом уходит в унитаз новой концепции управления - пострелигиозной, с цифровым рабством; где утратившие имманентную аутентичность слова текут по замкнутой системе вечного двигателя - страха потерять удовольствие.
rightview
Mar. 14th, 2016 08:36 pm (UTC)
Пострелигиозная концепция управления постсубъектна и безответственна. Её суть в её отсутствии. Есть стадо баранов, которое блеет конспирологиями о том, кто им управляет. А им никто не управляет, на самом деле. Сами самоуправятся. Пейзаж после битвы за новый мир: масса неутоленных кандидатов в рабы и никаких господ.
artumbo
Mar. 15th, 2016 03:38 am (UTC)
Мне видится драматизм несколько иначе.
Когда перестают работать общественные договоры разного уровня, комбинаторика хаотичного поиска социальной опоры включает и конспирологические связи между элементами в динамическом процессе. Домысливать белые пятна - естественно!
Другой вопрос, что нижний мир отрезан от закапсулированого верхнего инфовойнами хозяйствующих субъектов и вынужденно ждет, как олениха, когда же победитель брачных игр покроет её новыми смыслами на основе старых.
Но, в технократической парадигме смысл естественных процессов искажен, самец после боя на опушке уходит не к самке, а к сопернику победившему его воображение достижениями в генной инженерии, робототехнике и пересадке сознания.., в целом обеспечивающими "жизнь вечную" без физиологического тиражирования и смерти, как религиозных основ.
Для верхнего мира священные писания были всего лишь техзаданием и рабочим журналом селекционера в гностической лаборатории, веками ожидающего результат культивации на разноконфессиональных полях.
Теперь, когда эликсир экстрагирован и неопыляемые поля брошены за ненадобностью, вопрос выживания "овощей" на грядках под финансовыми кронами клановых секвой сводится к их способности регрессировать к долабораторным качествам приспосабливаемости грибов.
Так что, за торжество Духа будем спорить.., в смысле - выживать спорадическим путем в мятежевойнах постмодерна, хоть это это право предусмотрительно и назвали терроризмом))
rightview
Mar. 15th, 2016 04:47 pm (UTC)
А не подменяется в этой картине реальность кадрами проходного голливудского кино? Капсулирование, «жизнь вечная», «эликсир», «овощи на грядках»... Для знати крестьяне находили применение в качестве инструментов обработки почвы 700 - 1000 лет назад. Во время войны этот инструментарий, находящийся в собственности врага, подвергался уничтожению. Жгли посевы и мужиков. Но там и тогда «капсулирование» подтверждалось сословно-культурной дифференциацией: героический эпос, турниры, рыцарская лирика. Другой человеческий тип, другие мысли. Зачастую еще и другой язык. А в нынешней действительности где всё это? Самых высокопоставленных персонажей учат мыслить в тех же университетах, которые заканчивают и лица на пять порядков беднее. Они слушают ту же попсу, смотрят те же фильмы, даже если и на закрытых показах. Они не читают книг, написанных специально для них. Если нет самых информативных и трудно скрываемых признаков – свидетельств существования высшей культуры высших классов, то какими данными обосновывается тезис «они там закапсулировались», оторвались и «мы для них овощи»? Собственная интуиция (чую, мы «овощи») не показатель, она информативна только относительно собственного носителя; между тем, в рамках потребительской парадигмы все друг для друга «овощи», так, может быть, интуиция лишь ложно пытается объективировать явление, перевести с себя на домысленный внешний субъект его причину: мы овощи не потому что все так к себе и к другим относимся, а потому, что есть некие особые дяди и тети, которые считают нас овощами. Тезис «они закапсулировались, потому что они неподконтрольны и им принадлежит вся власть», тем более не аргумент - описание «капсулированности» другими словами не устанавливает факта реальности явления в природе. Наличие неподконорольной группы, которой принадлежит вся власть, требует тех же доказательств, что и «капсулированность».

Edited at 2016-03-15 04:48 pm (UTC)
artumbo
Mar. 16th, 2016 03:34 am (UTC)
При клиповом мышлении действительно легче подменить реальность овертоновскими окнами. Но мы наблюдаем эпилог "скотного двора", в котором коллективное сознание, веками сепарированное на сливки и обрат, прошло барботаж информационной революцией ХХв. Теперь аристократ по происхождению может со снобизмом рыться в помойке, а нувориш подсознанием определяющий правду реальности транслирует гопнические методы на Высоких собраниях.

Правда и ложь, как день и ночь разделяют людей на секты, в которых, капсулируясь, одни, санобработкой разума избавляются от паразитарных мифологем - ведь хуже всего узы, которые не связывают и обязанности, которые можно не выполнять©; другие, по прежнему ищут спасение самообманом от старых "истин".
В сутках есть утро и вечер, ещё называемые "между волком и собакой". Капсулироваться в стае - прерогатива волка, развивающего инстинкты самоорганизации на реальных событиях, а скулить на цепи мутируя в озлобленное пресмыкающееся - способ выживания собак.
Парадокс эпохи-рассвета в том, что, как вы ранее заметили, - те и другие освобождены от общих обязательств одной из двенадцати доктрин управления - либеральной, где "волчий" конструктивизм сознания уже строит Город новой архитектуры, а бродячие в пригороде сознании псы грызут друг-друга за духовную закостенелость.
Т.о, в эволюции разума мы наблюдаем сброс балласта перед дневным полетом!)
rightview
Mar. 21st, 2016 07:03 pm (UTC)
Я в целом согласен с Вашим описанием тенденции. Преодоление связано с доведением до предела, утренняя заря похожа на вечернюю, а такой критик «декаданса-нигилизма», как Ницше, ожидаемо говорит о временах, когда «опасно смешиваются весна и осень». «Избравшие себя станут избранным народом» – его же слова. Но вот мы видим, к примеру, у себя под носом персонажей, которые избирают себя и переизбирают, но пока далеки от того, чтобы составить избранный народ «новых русских», проектно намечавшийся в тексте по ссылке. Да, фрагментация прогрессирует, если использовать это слово как синоним «капсулирования», распад налицо, почва удобрена. Но ничего не растёт. На данный момент. Хотя дай Бог… чьи пути неисповедимы.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner