?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дождемся

Говорят о кризисе национальных государств. Винят, согласно распространенной манере, «глобализм», «транснациональные корпорации», которые на самом деле близоруки и ограниченны как типичные бизнес-структуры и всегда лишь используют возможности: действуют в открывшемся пространстве, но сами его не создают. Единственное, на что они способны и к чему они стремятся – монетизировать эти возможности. Заодно, в качестве побочного эффекта, и скомпрометировать их. А когда наблюдаются обратные процессы – дифференциация, нарастание разрыва в уровнях жизни между странами, национальные конфликты – та же самая фантазия не придумывает ничего лучше, как пригласить привычный мировой капитал, угодные душе ТНК, чтобы «объяснить» и эти явления. Тем самым наглядно демонстрируется не столько стремление понять причинно-следственные связи, сколько готовность отдать дань своему суеверию и секуляризированная потребность выдумать за происходящими событиями вместо причины субъект, разумеется, внешний, чуждый, враждебный.

Причины наблюдающихся перемен следует искать в первую очередь в головах, а не в кошельках. Факторы, вызвавшие к жизни «нации», продолжают действовать, изнутри формируя человека и его сознание. На какой-то стадии была необходима национальная мифология, чтобы социализировать индивида, извлеченного из глубинки и привить ему стандарты цивилизованного поведения. На мужика из бретонской деревни обрушивали поток культурно-исторических смыслов и фактов, объясняя ему, почему предметом гордости должно являться не прибить-турнуть, облапошить или совсем зарезать такого же мужика из гасконской деревни, а обратиться к нему на «вы», отнестись уважительно, как и к себе, по мере сил помочь и попробовать совместно сделать что-то хорошее («стоящее»). Не будем недооценивать и тех усилий, которые положили на тот же алтарь структуры королевской власти и церкви, добиваясь сходных результатов в переформатировании и обобщении локализованной личности. Одно связано с другим.

На определенном этапе без этого было нельзя. Но потом настали другие времена. Человек, сфабрикованный в результате этих воздействий, уже не нуждается в постоянной национальной направляющей подпитке. Некоторым личностям, конечно, свойственно дичать, оказавшись в другой стране, где у них нет общего с местными жителями карманного достояния в виде Суворова, Пушкина, Расина, Бонапарта или Бисмарка с Гёте, а посему нет и повода для солидарности и можно дерзать по мере сил. Но уже немало и тех, кому не требуется внушение великих воспоминаний, чтобы сдержать желание отписать в подъезде, выбрав более респектабельные средства пометить чуждую территорию как свою.

Таких людей становится больше. Грубо говоря, именно это обстоятельство снижает значение национального государства, влияет на изменение его роли и места. Но это не отменяет государства как такового. Выбивая из-под него одну основу, история освобождает место для других.

Эволюционные процессы не останавливаются на предписанном рубеже: «Нации и современные государства – продукты эпох, сформировавших развитую склонность к абстрактному мышлению, способность к эйдетическому и рефлексивному обобщению. Но эта способность агрессивна: она содержит в себе импульс своего дальнейшего развития. Империи возникают при выполнении тех же самых условий, при которых становится осуществимым национальное государство. Силы синтеза, объединяющие национальное целое, переходят границы. Вспомним классическое: афинский, а затем и эллинистический империализм. Установление «нацдемовского» режима в Афинах с достижением внутреннего полисного единства, объединение греческого мира под властью царя Филиппа и его сына продолжались выплесками энергии далеко за рамки первоначально охваченных территорий. Вспомним английскую, французскую и германскую колониальные империи и борьбу за мировое господство, начатую соответствующими нациями, едва лишь они появились на мировой авансцене».

Но речь сейчас не только о новой актуальности наднациональных, имперских форм, но и о других, не территориальных, а «духовных» принципах интеграции и дифференциации. Можно предположить, что, как уже и намечалось в XX веке, дальше будет расти влияние принципов отбора, базирующихся на более высоких структурах самосознания – к примеру, на идентификациях себя в абстрактной властной системе. Вероятно, в будущем они будут освобождаться от внешних идеологических оболочек, как прежде от национальных, концентрируясь на внутренней сути. Каждый должен будет определиться внутри себя, кто он по отношению к власти вообще: носитель идеи – носитель – верный – исполнитель – потребитель – тормоз – сопротивление – отпавший – мятежник (примерная классификация рангов). Время, которое наступит, должно быть чем-то идентичным рубежному периоду конца европейских «тёмных веков» – IX – X столетиям, когда результаты подобных самоопределений увековечивались и выстраивались в сословный каркас социального порядка надолго вперёд. Ранговая система, описанная выше, присутствует в обществе уже сейчас, но неявно. Она возникает в любом коллективном действии. Действие перезагрузки-апгрейда западного мира, к которому всё ощутимо приближается, будет призвано максимально обнажить и осветить её. Аналогичным образом, архаичная трехуровневая сословная дифференциация «по Дюмезилю» актуализировалась в упоминавшийся роковой момент европейской истории, когда щедро раздавались ответы на вопрос «кто есть кто», пересмотреть которые потомки тех, кто их себе давал, сумели лишь относительно недавно.

Такова одна из гипотез, как всё изменится, когда придётся меняться. Она состоит, ещё раз, в том, что на фоне утративших значение национальных и идеологизированных мифологий, зарывающихся в поверхностные частности, приобретёт больше значения солидарность, основанная на единстве осознанных типов мышления, типов самосознания. Сегодня на каждом шагу мы имеем людей, не способных сосредоточиться на главном и принципиальном, на том, что именно составляет предмет их сверхидеологического воления. Сторонники разных точек зрения препираются друг с другом в мелочах до бесконечности, не находя общего знаменателя там, где достаточно было бы соотнести то, что предшествовало их идеологическому выбору – презумпции и волевые приоритеты, которые, как им кажется, оптимально передаются частным набором идеологем и мнений, принятым в качестве «убеждений». Тем важнее взгляд, для которого актуальнее не идеологии, а сами умонастроения, выраженные в них – первичные «хочу, чтобы» и «пусть будет», обрастающие далее тканью технических суждений, выдвинутых на передний план.

Надидеологический язык для описания этих первоосновных идентификаций является не менее того и наднациональным языком. Однако он может и должен быть языком политическим. Принятое по умолчанию тождество «правого» и «националистического» маркирует тупик. Всё самое интересное и ориентированное на будущее связано с проектом правого движения, которое снимает это отождествление и характеризует себя посредством не «националистического», но ценностного и метаполитического дискурса. Национализм при этом не отвергается, наоборот, он наполняется и получает положительное содержание, часто отсутствующее в знакомых нам версиях, сводящих русскость к русскости или к метафизической настроенности вечно мучиться и страдать.

Программа надэтнического правого целеуказания отталкивается от ранее проговоренных истин. Этничность извлекается властью из арсенала, когда надо организовать массы. Но не власть извлекается из этничности! Сейчас же глобально как раз та ситуация, когда власть сходит на нет и требуется её обновление – регенерация элиты и ценностей, которые обеспечивают её жизненность. Те, кто организует «массы», прежде должны организоваться сами – временно их пока просто нет. И что точно не способно их организовать, как показывает практика, так это этническая идея (как выясняется, становящаяся для националистической верхушки руководством к действию в первую очередь во внутренних дрязгах).

Другие идеи должны предшествовать этническим. Другие типы размежевания и солидарности должны утвердиться прежде, чем на их основе появятся новые народы.

Featured Posts from This Journal

promo rightview june 18, 17:14 5
Buy for 600 tokens
В этом блоге мы занимаемся главным образом детализацией того, как самосознание порождает социально-политическую реальность. В частности, как левое самосознание общества порождает власть, отчужденную и от него, и от себя. Как кастрированная этим самосознанием власть утрачивает способность…

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
bantaputu
Mar. 11th, 2016 09:33 pm (UTC)
Очень хороший текст, спасибо.

Отмечу, однако, что русский национализм явно предпочитает самоидентификацию методу этнического размежевания. Это вносит существенные коррективы в схему, особенно если учесть, что самоидентификация носит характер альтруистического действия, то есть обосновать её интересами невозможно либо крайне трудно.
rightview
Mar. 11th, 2016 09:58 pm (UTC)
>русский национализм явно предпочитает самоидентификацию методу этнического размежевания

Что Вы имеете в виду?
(no subject) - bantaputu - Mar. 11th, 2016 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az118 - Mar. 12th, 2016 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - bantaputu - Mar. 13th, 2016 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - az118 - Mar. 13th, 2016 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Mar. 12th, 2016 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - bantaputu - Mar. 13th, 2016 05:45 am (UTC) - Expand
az118
Mar. 12th, 2016 04:32 am (UTC)
> архаичная трехуровневая сословная дифференциация «по Дюмезилю» актуализировалась в упоминавшийся роковой момент европейской истории, когда щедро раздавались ответы на вопрос «кто есть кто», пересмотреть которые потомки тех, кто их себе давал, сумели лишь относительно недавно.

подобное заключение от непонимания природы сословий и их функциональной роли в онтологии крупных социальных единств и их трансформации при переходе от аграрно-сельской цивилизации к торгово-городской.

и конечно, транс-национальные корпорации не просто бизнес-структуры, использующие готовое жизненное пространство и коммуникации в нем, но актор создания или трансформации таких пространств и силовых узлов в них через сети торговых путей и факторий, например именно ГОИК и БОИК, имевшие собственные вооруженные силы, создали голландскую и британскую колониальные империи
rightview
Mar. 12th, 2016 08:17 am (UTC)
>подобное заключение от непонимания природы сословий и их функциональной роли в онтологии крупных социальных единств и их трансформации при переходе от аграрно-сельской цивилизации к торгово-городской.

А какова их природа и как они трансформируются?

>например именно ГОИК и БОИК

Хороший пример, но из другого мира. В том мире, где они функционировали, многое было иначе.
(no subject) - rightview - Mar. 12th, 2016 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - az118 - Mar. 12th, 2016 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeygnusareff - Oct. 29th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Oct. 29th, 2017 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeygnusareff - Oct. 29th, 2017 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Oct. 29th, 2017 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Mar. 12th, 2016 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - az118 - Mar. 12th, 2016 08:48 pm (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 13th, 2016 11:10 am (UTC)
Дождемся
Пользователь jorkoffski сослался на вашу запись в своей записи «Дождемся» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дождемся [...]
livejournal
Oct. 29th, 2017 06:12 pm (UTC)
Ницше умер. Бог.
Пользователь termometr сослался на вашу запись в своей записи «Ницше умер. Бог.» в контексте: [...] – мятежник (примерная классификация рангов). ... https://rightview.livejournal.com/192937.html [...]
kononenkovitaly
Oct. 29th, 2017 06:20 pm (UTC)
Как эту информацию использовать народным массам в политической борьбе?
rightview
Oct. 29th, 2017 08:11 pm (UTC)
Я не к массам, я к людям.
amentus
Oct. 29th, 2017 06:50 pm (UTC)
Глубокомысленно.
Если это о "золотом миллиарде" - там не наблддается ничего, кроме банального вырождения. Ничего общего с 9-10 вв. - это была эпоха, преисполненная ЭНЕРГИИ, ага? Било через край!
Не-ет, уважаемый! Цикл, начатый Черной смертью 14 века, должен заверщиться - кстати, на Мадагаскаре как раз чума, которую "мигранты" быстренько подгонят из Африки- повсеместно. Вот это гораздо актуальней всех рассуждений об "идентичностях". Что? "антибиотики"? Ага! вот и поглядим.
Обратите внимание - всех волнует Ксюша Собчак, а не легочная чума на каом-то далеком острову. Мы ж в 21 веке живем! ТА чума - началась в Индии и при ТЕХ скоростях и коммуникациях дважды прошлась по миру. Планета Земля - сама прекратит дурь "золотого миллиарда" традиционным для нее способом.
rightview
Oct. 29th, 2017 08:09 pm (UTC)
Не нашел я тут ничего про пресловутый миллиард. Что ж он Вам везде мерещится?
amentus
Oct. 29th, 2017 09:52 pm (UTC)
Где - тут? в своем тексте? верно, не нашли. А зря. Потому что к миллиарду все вышесказанное имеет самое непосредственное отношение.
(no subject) - rightview - Oct. 29th, 2017 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amentus - Oct. 30th, 2017 04:38 am (UTC) - Expand
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner