?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Чем ближе война, тем ниже воинственность. Россияне устали от боевых операций даже в качестве телезрителей, не то что потенциальных участников», пишет Сергей Шелин и приводит социологические данные, которые свидетельствуют об этом.

Было бы странно, если было бы иначе. А что, среди тех, кто гневно требует вырвать у «населения России» жало «имперских амбиций», есть такие, которые сами серьезно верят в эти «амбиции»? Каспаров – да, верит, но хорошему шахматисту совсем не обязательно быть умным человеком.

«Есть они или нет, но на Сирию не распространяются», уточняет Шелин в фейсбуке.

Я же думаю, что «ограниченные имперские амбиции» – уже не очень правдоподобная конструкция. Кентавр. Иными словами, если амбиции есть, то да здравствует Сирия, ибо мировая миссия и роль должны демонстрироваться в Сирии, а не только в Горловке. Но их на самом деле нет. Из того, что некоторые кинозрителя с удовольствие смотрят «Звездные войны», не следует, что они разделяют религию джедаев или ситхов или рвутся помахать световыми мечами не на жизнь, а на смерть. Просто фильм хороший. Выражаясь условно, Путин показывает людям фильмы, которые нравятся им больше, чем унылое еврокино от Гозмана. Но это не означает, что держателей кульков с попкорном самих тянет на экран. И когда дистанция между экраном и жизнью начинает сокращаться, в восприятии действа естественным образом получают преобладание раздражающие и беспокоящие ноты.

Надо понимать, на какой дряблый, осадочный, руинированный человеческий материал рассчитана официальная пропаганда; не далее, как сегодня шла об этом речь. Естественно, что нервишки у этого контингента не выдерживают.

Featured Posts from This Journal

  • Тест не пройден

    Власть черпает легитимность в своей идее. Или, что то же, в идее своего величия, своей имперской всеобщности. Голосующее «большинство» – лишь одно из…

  • Подставимся, но не поддадимся

    Война осмысленна, если в результате растет социальная сила, общество преодолевает само себя, поднимается на новую ступень, становится динамичнее и…

  • Антинациональный тимбилдинг

    Один из тезисов текстов 1, 2, 3 состоял в следующем: сообщество людей, делающих друг друга слабыми, слабо, и не способно к реализации имперской…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
revoltp
Feb. 16th, 2016 08:12 pm (UTC)
Рим в нашу эру тоже любил зрелища. Что не мешало ему "иметь имперские амбиции".
Мы, конечно, можем смотреть на себя и вокруг и говорить "да какие амбиции, мы люди тутошние и нам много не надо", но со стороны все выглядит несколько иначе.
rightview
Feb. 17th, 2016 10:06 am (UTC)
Ну я же не говорю, что зрелища и амбиции противоречат друг другу. Я говорю о том, что в некоторых случаях одно заменяет другое. В нашем, например.
revoltp
Feb. 18th, 2016 11:33 am (UTC)
счас есть и реальные действия. Наши войска в Грузии, Молдове, Сирии, Украине. А насколько это "серьезно" или "мы просто пошутили" - мало кому интересно. Отношение к международному праву в России тоже несерьезно, еще менее серьезно, чем "имперские амбиции".
rightview
Feb. 18th, 2016 12:04 pm (UTC)
Мы говорим о том, насколько глубокий энтузиазм "имперская политика" вызывает у населения, то есть об амбициях "россиян", а не Путина. Абхазию, по-моему, население не замечает. Тем более Молдову.
revoltp
Feb. 18th, 2016 02:25 pm (UTC)
что значит "глубокий энтузиазм"? Не менее глубокий, чем при Брежневе, скажем. чехов тоже не особо замечали, но войска были введены и большинство одобряло. Можно подумать все римляне были в "глубоком энтузиазме" от побед в Галлии или в Армении?

Люди, граждане России не помешают властям проводить имперскую политику, даже ценой собственного благополучия. Это существенно для мира, для наших соседей в первую очередь. а не то, какие комплексы лежат в основе.
rightview
Feb. 18th, 2016 05:39 pm (UTC)
Большинство при Брежневе одобряло вторжение к чехам, да, только вторжением это не считало. С подачи пропаганды думали о другом – что предотвратили вторжение мирового империализма в братскую страну. Спасли, защитили от агрессора, зкрыли грудью. Мы можем представить Брежнева, который, введя войска в ЧССР, взобрался на трибуну и заявил: «Да, мы захватили эту страну против ее воли, да, мы взяли ее под контроль по праву сильного, потому что мы сверхдержава, мы сила, которая претендует на мировое господство и беспощадно уничтожает все препятствия на своем пути»? Если бы он это сказал, все решили бы, что его с утра выкрали и подменили, соратники убрали бы его подальше и больше никто бы никогда его не видел.

Условием одобрения, о котором Вы говорите, служила антиимперская интерпретация имперской реальности – то самое, что в конечном итоге, кстати, эту реальность и надорвало. Отметим, что и сегодня левая советская традиция продолжается. РФ в восприятии патриотической общественности – авангард борьбы с глобализмом и со всемирным правительством, то есть с тем же империализмом. Что составляет радикальное отличие от образа мыслей римлян, которых Вы упомянули: те осознавали себя мировыми господами, а не борцами с мировым господством – оцените разницу!

Другое условие «правильной реакции» населения в 1968 г. – отсутствие у обывателя информации о жертвах, к которым его принуждает захват Чехословакии. Средний советский человек что-то потерял вследствие этой акции? Нет, не думаю. Ну, так а в таком случае отчего ж не одобрить действия партии и правительства, тем более, что особо-то никого и не спрашивали. Римляне же периода самой активной внешней экспансии (захват Италии, войны с Карфагеном, Македонией, Сирией) не просто «вяло одобряли» имперскую политику, они служили в легионах, которые ее осуществляли.

Совершенно аналогично обстояло дело в имперских Афинах эпохи высокой классики и соперничества со Спартой за гегемонию в Греции – право голоса при принятии государственных решений (в том числе при планировании военных экспедиций и походов) имели те, кто участвовал в боевых дейстиях. В период цезаризма, когда армия стала профессиональной, одобрение народа приобретало все более формальный и абстрактный характер, общество слабело и деградировало. Это уже другая история, которая постепенно сделалась христианской – история не рождения и воспроизводства империи, а её инерционного существования, старости и заката. Что же касается нас, то мы уже закатились. На нашем дворе исторические сумерки. Надеюсь, Вас это сообщение обрадует – не волнуйтесь Вы так по поводу Молдовы, можно идти и спокойно спать!
revoltp
Feb. 19th, 2016 11:48 am (UTC)
разниц можно найти очень много. Как и цитировать классиков о сне "в наш век бесстыдный и позорный, отрадней спать, отрадней камнем быть...".
Да, советский империализм изображал любую агрессию как защиту. Сейчас - тоже самое. Но со стороны все выглядит иначе и на психологические заморочки - просто нет желания обращать внимание, да и времени нет.
rightview
Feb. 19th, 2016 02:20 pm (UTC)
>в наш век бесстыдный и позорный

А какой век не бесстыдный и не позорный, по Вашему?
3seemingmonkeys
Feb. 17th, 2016 02:16 pm (UTC)
имхо в русской культуре есть некий комплекс превознемогания, нужно найти врага и беспощадно бороться с ним, и чем враг сильнее тем больше чести. сирийская операция просто не тянет на битву при армагеддоне, поэтому не воодушевляет.
rightview
Feb. 17th, 2016 03:28 pm (UTC)
Превозмогания или превознемогания?
3seemingmonkeys
Feb. 18th, 2016 04:39 am (UTC)
наверное того и другого.
страдать тоже почетно.
rightview
Feb. 19th, 2016 10:11 pm (UTC)
>чем враг сильнее тем больше чести

Это же кшатрийско-рыцарский принцип. Так мыслили герои Махабхараты, Гомера и скандинавских саг. Я не уверен, что можно приписывать его русским как их отличительную особенность... (Ну не "народ-рыцарь" мы.) Всего грустнее, что у нас в голове даже не старый-добрый "Армагеддон". Что такое Армагеддон буквально? Битва с заранее предопределенным финалом, победитель в которой известен до начала времен. Наше ли это? Психология крестовых походов нам также чужда - где они в русской истории?
3seemingmonkeys
Feb. 20th, 2016 05:02 am (UTC)
разве армагеддон предрешен? рагнарек вроде точно нет.

а как же собирание земель, третий рим, панславизм, мировая революция, освобождение народов от фашизма, интернациональный долг? всегда находили какую-то сверхидею.

индоевропейские герои бились чисто ради славы, а тут комплект с мессианством и жертвенностью. жертвенность видимо из христианства, а мессианство - из исторических условий средневековья. оттуда же паранойя как национальная черта характера - московские князья предали русь ради власти и с тех пор трясутся от страха и это состояние передается в обществе сверху донизу и обратно и т.о. закрепляется.

Edited at 2016-02-20 05:02 am (UTC)
anniken_nordic
Feb. 19th, 2016 09:17 pm (UTC)
По моему, у России никогда не было имперских амбиций в чистом виде - всегда присутствовала какая-то идея справедливости - например, спасение балканских народов от турок или интернациональная помощь братским народам в построении лучшей социальной системы. Помощь угнетенным (сербы, абхазы, восток Украины) - вполне понятная категория. И именно такие идеи и находят отклик у народа. В случае с Сирией и Турцией эти идеи не столь очевидны большинству. Поэтому и интерес не сильный.
rightview
Feb. 19th, 2016 09:22 pm (UTC)
Нельзя с Вами не согласиться.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner