?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Комплекс Аладдина

Пиши, не пиши, но такое первозданное состояние темы по-прежнему встречается:

>просто где-то этот бурлящий комок эгоистов и казнокрадов удается направить на конструктивную работу, а где-то нет.

Здесь эта хрестоматийная фигура общественного сознания рассматривалась ещё, помнится, в 2010 г., когда она пошла в тираж гулять по головам и требовать «заставить чиновников служить людям». Тогда же в одном из текстов предлагалось задуматься: «Насколько справедливо утверждение о том, что властвовать сегодня - значит «оказывать услугу управления»? Можно ли свести властвование к «оказанию услуг», то есть к собственной противоположности? Насколько правомерно такое сведение, не является ли оно искусственным, не является ли оно самопротиворечием властвования, левой ложью, которая разрушает и деморализует правящий слой? Если это так, то должна существовать культура правящего слоя в его властном призвании, которая не пытается игнорировать феномен власти, но возводит его к его идее, культовому пра-образцу. Функцию такой культуры традиционно выполняли религиозные системы ценностей».

Обсуждение разбираемой цитаты начинается с очевидной попытки уточнения: кому удается («направить казнокрадов»)? Кто «направляет»?

Чтобы направлять сильных, нужно быть сильнее. Над элитой есть ещё какая-то другая – сверхэлита?

Иногда да (например, случай Евросоюза и «национальных элит» небольших стран, в него входящих.) Иногда нет. Но если думать, что неэлита руководит действиями элиты, то тогда мы неправильно употребляем понятия. Надо тех самых «простых людей», которые заставляют «элиту» хорошо работать и властно держат ее в ежовых рукавицах, считать «элитой», а «элиту» «простыми людьми». После чего мы вновь обнаруживаем себя у исходного пункта – даже при таком переворачивании понятий необходимо объяснить, почему элита правит, вместо того, чтобы тупо разворовывать национальное достояние. Это возвращение к тому, с чего начали, указывает на бессмысленность постановки проблемы в форме вопроса: кто «направляет», «заставляет», «принуждает» элиту (быть элитой, а не сборищем воров)? Никто. Заставить быть элитой невозможно.

Тезис: в верхах везде одинаковые воры и казнокрады, только где-то кто-то их «обуздал», а где-то нет, сводит качественный вопрос к техническому. Технические же вопросы решаются написанием регламентов. В политике и власти регламенты начинаются с конституции. Когда-то и у нас существовало такое мнение: живем плохо, потому что конституция неправильная, сейчас составим настоящую, современную по образцам «развитого Запада» и заживем как там. Потом вдруг выяснилось: хорошая конституция может быть и в Нигерии, но Нигерия при этом не перестает быть собой. То есть не в текстах регламентов дело, а в людях, которые их почему-то выполняют или не выполняют. Техническое вернулось к качественному.

Мы в любом случае приходим к представлению об элите как силе, контролирующей саму себя, и именно в этой степени – других. Природа этой силы – одна из постоянных тем блога rightview. Если коротко, вводимый здесь критерий гласит: сила должна быть достаточно правой, чтобы править. Соотношение элиты и общества в целом при этом выглядит следующим образом. Общество не заставляет элиту быть хорошей или не очень; зависимость тут не на уровне заказа/исполнения или Аладдина, повелевающего джинном; качество элиты обусловлено не проективными намерениями «простых людей», но: через их головы – их ментальностью, национально преобладающим снизу доверху или сверху донизу типом самосознания по отношению к власти, правого или левого. Качество элиты выражает состояние идеи власти в обществе на данный момент. Общественным представлением об элите предопределяется, будет ли работать культурный механизм формирования ответственности правящего слоя перед собой – то есть запустится ли процесс внутренней саморегуляции, отбора и культивирования, который делает элиту элитой. В условиях бессмысленности упований на внешнее регулирование её поведения (направляемая извне элита не соответствует своему понятию), ничего не остаётся, кроме как придавать этим механизмам решающее значение.

Неверно, что люди везде и всегда одинаковые. Люди разные, они по-разному мыслят, поэтому по-разному и живут. Наша цель – найти исторически апробированные и социально успешные состояния сознания. Если не учитывать этот фактор, нет никакого проку от внесенных в протокол ценных указаний общества государству с завтрашнего дня начать заботиться «не о себе, а о нас».

P.S. Очередной обзор на заданную тему. В принципе-то всё это здесь уже в разных местах писалось. Решил собрать в справочных целях.

Featured Posts from This Journal

  • Дело власти. Август 2010.

    1. Отслеживать тенденции внутри и вокруг правящей партии интереснее, чем комментировать потоки матерного красноречия старых и…

  • Знание и сила

    «Дух величия и власти», упомянутый ранее – мотивирующее начало и стержень настоящего высокотрадиционного имперско-аристократического общества. Он…

  • Почему это работает?

    Иллюзорна сногсшибательная простота ответа Познеру нью-йоркского чиновника, который восстановил ему паспорт в течение дня: «Сэр, вы за это платите…

  • З. Прилепину

    Нижеследующее писалось в личную почту по поводу этого и, конечно, в целом высказываний подобного типа. Читателям блога предлагается расширенная…

  • Консервативная эволюция. Вперёд, к победе феодализма

    Тот самый Йозеф Шумпетер, который впервые на Западе описал демократию как форму борьбы элитных групп, среди прочего указывал на значение элементов…

  • Кто первый начал?

    Пишет septimii_sever: «Прочитал Ваш пост о правом-левом. Интересные мысли - пища для ума. Пробежав Ваш журнал по диагонали и…

  • Принципы иерархии

    В связи с наличием повода повторить сказанное прежде в различных местах делаю это отдельным текстом. Итак, по гегелевско-эсхиловским мотивам……

  • Государство и капитализм. Ч. 2. Работа с понятиями.

    Редукция государства к госаппарату – неявно подразумеваемое аксиоматическое основоположение, на котором держится дефиниция «сильного государства»,…

  • Отправные пункты

    Приехал из Франции. Когда отстоишь очередь на Родину к окошку паспортного контроля, первое впечатление – кислая физиономия таможенника. Ты с ним…

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner