?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Риме в палаццо Кафарелли на Капитолии выставляется тот самый автопортрет Леонардо да Винчи, привезли из Турина до 3 августа. По такому случаю не мог не нанести визит. Хорошими фотографиями не похвастаюсь, тем более, что тут фотографировать? К оригиналу знаменитого рисунка, который так растиражирован, приближаешься с почтением и видишь бледную копию высокопрофессиональных репродукций. Шутка.

Рисунок на самом деле очень небольшой, 33 на 21 сантиметр, состояние бумаги по прошествии 500 лет вполне понятное. Но это не умаляет в нём качество оригинала, вызывающее ожидания, которые отличаются от требований к копии. Оригинал – духовен. Это что-то очень хрупкое, и одновременно жесткое, нечеткое и передающее ясность смысла.

Это лицо выглядывает из хаоса, из тумана становления и созидания – из потока времени и вечности: оно их, роящихся, и олицетворяет, удерживая. Это – лицо живой силы, воли к авторству себя, которая собирает нечто устойчивое в окружающей перводанной игре самоуничтожения. Ведя отсчет с рубежного для Запада момента «начала истории», она представляет себя потомкам и зрителям в рамке рисунка Леонардо и Нового времени. Но сверх того рефлексирует, а именно отдаёт себе отчет в динамическом агрессивном насильственном характере себя, в условности результата каждого творца, собирающего из ничего что-то, чтобы затем повторить собственное усилие поверх сделанного. Ирония и отстраненность сочетаются с вовлеченностью. Это лицо силы, которая воплощается и развоплощается одновременно, которая стоит на пути вверх и вниз – вступив на лестницу.

В каком-то ракурсе восприятия думаешь, что на рисунке – горечь и грусть человека, который смотрел на себя в зеркало, видел то, что там видел, внутри зная, помня себя молодым и цветущим. Но эта интерпретация не исключает того, о чем только что говорилось, она вливается лишь как частный случай в незавершённый смысл рисунка, как он тут описан. В целом понятно, почему Ницше вспоминал этот автопортрет, когда ему требовалась иллюстрация образа Заратустры последней 4-й части. «Созидание» и «созидающий», единство пути вверх и вниз, лестница – привычные рефрены этой книги – неизбежно приходят на ум, когда пытаешься перехватить взгляд Леонардо. Впрочем, создающий себя в той же мере, в какой сознающий и изображающий, и наоборот, субъект немецкого трансцендентального идеализма Фихте, раннего Шеллинга мог бы не менее того попытаться узнать себя в этих исчезающих и колеблющихся границах. Рамочного жизненного пространства для деталей, конечно, как всегда, не хватает. Но иногда мало и жизни, даже если она становится философией или искусством.

название или описание

название или описание

название или описание

название или описание


P. S. В Риме очень жарко и пасмурно, температура до + 35. Невидимое Солнце направляет к истокам.

название или описание

название или описание

название или описание

название или описание

название или описание

Featured Posts from This Journal

  • На родине Заратустры, ч. 3

    Памятники Колумбу и артиллерийские орудия – таковы проявленные в данное время зримые символы этого побережья, незримо осенённого более…

  • Остров сирен

    Вот так сидишь иногда на балконе, смотришь на горизонт и почитываешь про окружающие места… у какого-нибудь Светония: «Собственные виллы, очень…

  • Пять вариантов

    На столе заинтересованного лица разложены пять программных папок, пять предложений, как реорганизовать социально-политическую систему с целью…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
antaresy
Jul. 9th, 2015 09:31 pm (UTC)
Не поняла, рисунок в темноте экспонируется?
Впечатление такое, портрет будто с образом с Туринской плащаницы перекликается...
rightview
Jul. 9th, 2015 09:39 pm (UTC)
Да, в темноте. В помещении только он. Перед ним еще пара комнат, посвященных картине, автору и "нагнетающих обстановку". Сам автопортрет как кульминация.
noname_rambler
Jul. 10th, 2015 08:04 am (UTC)
"нагнетающих обстановку"
Ещё бы таблеточку на входе — для полного эффекта.
Извините — "шалю" немного:) "вверх и вниз" — это хорошо у вас написано, чувствуется — "из глубины".
Вот только "жизнь, когда она становится философией" ... Ницше то пытался убежать от этого. Фига с два у него получилось — философия настигла и искусство не помогло. А жизнь ... жизнь жестоко посмеялась над великим жизнелюбцем.
rightview
Jul. 10th, 2015 08:35 am (UTC)
Re: "нагнетающих обстановку"
Тут надо еще иметь в виду "философию жизни", по отношению к которой в определенной преемственности находился национал-социализм.

Честно говоря, я не уверен, что Ницше бегал от философии, равно как и с жизнью он находился в не более сложных отношениях, чем многие из нас. Кстати, когда человек умирает - это что над ним смеется? Жизнь? Или смерть? Как это трактовать?

Edited at 2015-07-10 08:39 am (UTC)
noname_rambler
Jul. 10th, 2015 08:54 am (UTC)
что над ним смеется
Жизнь конечно. Смерти нет — просто диалектический момент в потоках экзистенции. Мы просто преувеличиваем значимость того пузырька, в котором находится наше жалкое "я". Ницше бы на этом остановиться, но философия, "метафизика" его настигла — Вечное Возвращение того же самого — жуть ...
Вот в этот момент — Галилеянин его и победил:) Сугубо ИМХО конечно:)
rightview
Jul. 10th, 2015 12:29 pm (UTC)
Re: что над ним смеется
Сказав, что смерти нет, мы дальше обнаружим, что нет и жизни, а есть неизменное Одно, любые же множественность и изменения - иллюзия. Но это путь не Ницше (или Гераклита), а Парменида, и скорее восточная метафизика, чем западная. Но если диалектические моменты всё же встречаются, признаются и переживаются во всей их полноте как необходимые, то, да, это мышление, близкое к ницшевскому и западному.

Касательно взаимоотношений философии (мудрости) и жизни можно вспомнить посвященное этой теме место из книги, которая тут упоминалась. Есть же там глава, которая так и называется, насколько я помню ("О мудрости").

Вечное возвращение - мифическая форма метафизики, в которой нигилизм доводится до состояния, себя опровергающего, до зазапредельного состояния. Эта мифологема посюсторонней вечности как раз и рассчитана на стимулирование отбора: тех, кого это страшит, то есть кто сам себе отвратителен, и тех, кто готов снова "выбрать себя" - сепарацию "удачных" от "неудачных", по выражению автора. Мифологема жесткая, да. Замышлялась как молоток для голов.
noname_rambler
Jul. 10th, 2015 01:18 pm (UTC)
Мифологема жесткая
А разве она "замышлялась"? Разве это было не "озарение", "сродни мистическому"? "На пути из Сильс Мария"...
(Sils-Maria) - горная климатическая станция для лета и зимы в Швейцарии. Показания для назначения курорта: бледная немочь, малокровие, общая слабость, расстройство менструаций, атония желудка и кишок, воспаление хроническое легких.

"мы дальше обнаружим, что нет и жизни" — да почему? Если нет у меня ни "бледной немочи", ни толстовской придури от "избытка жизненных сил"... И если меня не "пугает" перспектива Вечного Возвращения — мифологическая ведь как ни крути, сточки зрения даже тогдашней науки — полная чушь, а — отвращает, впрочем, не в научном смысле, а в эстетическом. Не я себе отвратителен (бывают конечно моменты:), я вполне согласен жить вечно, но — вечно двигаясь, меняясь, развиваясь. А по кругу, как цирковая лошадь ...

Кто там из них в ответ на все эти метафизические конструкции просто встал и стал ходить? — вот и всё опровержение.

Ей бы следовало петь, этой "новой душе", — а не говорить! Как жаль, что то, что я имел тогда сказать, я не решился сказать как поэт: я бы, пожалуй, это смог!
rightview
Jul. 10th, 2015 01:47 pm (UTC)
Re: Мифологема жесткая
Мы не совсем верно объединяем две разных темы. "Смерти_нет или есть" и "вечное утверждение" внутренне не обязательно связаны. Ницше точно был философом времени и движения (а значит жизни и смерти), а не вневременного и неподвижного. Озарение, в котором ему показалось, что он удачно придумал "современную религию", приспособленную, как буддизм, для определенных исторических условий, вряд ли переигрывает этот факт.
noname_rambler
Jul. 10th, 2015 04:00 pm (UTC)
а не вневременного и неподвижного
О, это безусловно. Противопоставление аполлоническим сновидениям "вневременного и неподвижного" дионисийской текучей жёсткой реальности (которая, к слову сказать, растворяет в своём бурном потоке индивидуальность, личность — потому и "смерти нет":) — вот то, с чего он начал. И незадолго до срыва в безумие он сожалеет, что не посмел "тогда сказать об этом как поэт". Я ведь об этом в своей исходной реплике. Открою вам секрет:) — я просто вчера открывал томик Ницше на этом самом месте.
А платоновская диалектика Единого и Иного в Пармениде, которая меня приводит в священный трепет, — это действительно другая тема.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner