?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отправные пункты

название или описание

Приехал из Франции. Когда отстоишь очередь на Родину к окошку паспортного контроля, первое впечатление – кислая физиономия таможенника. Ты с ним здороваешься, он с тобой нет. «Там» невозможно представить, чтобы тебе не ответили на приветствие, причем, заведомо не зная, а иногда зная, что ты – чужой, другая нация, страна и т. д., не говоря уже о том, что не просто чужая, а еще и – как некоторые считают – русская, опасно необузданная и враждебная.

А вот в Шереметьевских или Домодедовских кафе тебе уже местами даже и улыбаются из-за стойки. И не так чтобы совсем искусственно: когда пятьсот раз натужно улыбнешься, это уже привычка, она же натура. На этой ограниченной территории наш хлипковатый капитализм отчаянными усилиями дирекций по персоналу уже втемяшил тому же самому в основе населению, что «кругом свои» или, по крайней мере, подлежат усвоению. Возникает ощущение, что официозно-политическое «кругом враги» поднимается до федерально-кремлевских высот с низин бытового уровня, где природных носителей этого взгляда еще не успела коснуться очеловечивающая рука. Цель приема, усиления и ретрансляции башнями этой волны – обеспечить себе стабильность рейтинга, войдя в соответствие и альянс с антропологическим браком 1917-го – 90-х, у которого лицо отмечено немного стершимся клеймом гражданской войны «всех против всех». Налицо, конечно, плохая политика и не сильно возвышенное мнение о соотечественниках. Но соотечественники же довольны? И то ладно.

Существует мнение, что за приличное или же неприличное поведение одних индивидов по отношению к другим отвечает качество посредствующих реальностей, с которыми эти индивиды себя идентифицируют, свободно или автоматически. «Нация», согласно этой точке зрения, и есть то, что сближает, солидаризирует и соорганизует людей в Европе. Однако, что не вполне объяснимо в рамках данной теории, так это элементы солидарности и взаимной поддержки представителей различных наций в отношении друг друга или примеры их вполне социального поведения на чужой территории.

Вот таксист, потомок франков и галлов, везет меня в «Шарль де Голль» и по дороге выясняет, что я наугад называю нужный терминал (электронный билет впервые отправил не на корпоративную почту, которая всегда под рукой в ноутбуке, а на яндекс-почту, в то время как доступ в интернет из машины отсутствует). Реакция – начинает мобилизовывать по телефону всех своих знакомых, чтобы они отложив дела, выяснили, из какого терминала вылетает рейс на Москву. Подъехали к С, предлагает подождать, пока я удостоверюсь, нет ли ошибки, если что, добросит до любого соседнего (а их там штук 5). В аэропортах Италии я как-то лучше ориентируюсь.

Если человек вообще считает необходимым приветствовать в ответ, он будет делать это вне зависимости от твоего паспорта. Имея в распоряжении подобную антропологию, можно порассуждать и о нации, и не только. Нация реальна на такой основе. Манеры, которые делают жизнь комфортной, и социальные объединения, институционально закрепляющие этот эффект, возникают из одного источника, хотелось бы уточнить из какого.

название или описание

Сверхнационалистическая точка зрения стремится объяснить, где Европа берет феномен наций, прежде, чем рассказывать, как нации делают Европу Европой. Народы, племена и кланы известны и на других континентах, однако «нации» встречаются несколько реже. По какой шкале измеряется способность к образованию сверхличного политического субъекта, которая именно в Европе не теряется и не самоотчуждается ни в собственном произведении, ни в абстрагировании от него, но постоянно возвращается в себя из него и в него из себя как к себе домой, продолжая формировать властно-коллективную реальность, до-страивать её, встраиваясь в неё, вместо того, чтобы начинать с нуля, т. е. проявляется, утверждая, а не отрицая себя в предыдущем?

название или описание

Этот тип мотивации действия, не выделенный явно в классификациях Вебера или Парсонса, отличает фигуру «носителя идеи», принципиально значимую для любого дела, занятия, проекта. В координатной системе фундаментально-политического такая мотивация по отношению к власти получает название «правой». Она выражается не только признанием смысла в существующих государственных и социальных порядках, но и наделением ценностью успеха тех, кто успешен, его социализацией, инклюзивным приветствованием любого проявления активности как такового. Это – мотивация действия, которое руководствуется самой идеей действия, то есть исходит из первопринципа активности (на Западе любят условно кодировать его термином «свобода») и, тем самым, обладает внутренней вертикалью, невидимой осью, стержнем, вокруг которого всё вращается, на который нанизывается, дополняя и усиливая, а не отменяя и ослабляя одним другое.

название или описание

Напротив, тотально бюрократическая модель определяет реальность в качестве пустой, лишенной смысла – каковым в порядке благотворительности надлежит осчастливить её извне. Антропологически типовой чиновник этим и занимается: предварительно занулив, еще в штате старого режима, все претензии на смысл, идущие изнутри реальности, и вызвав революционный переворот (совместное достижение обюрокраченных правящих классов и опустошенных масс, сливающихся в бесформенность террористической диктатуры комиссаров конвента/реввоенсовета), затем, подновив облик, он засиживает провал своим нормотворчеством. Каркас смысловой структуры жизни циркулярно возводится – не забудем отправной пункт – на песке заложенного в основу постройки бес-смысленного самоотрицания. Смысл, который не узнает себя и отказывает себе в существовании, инвалидизирован. Попытки компенсировать ущербность духовными протезами только усугубляют проблему, возвращая к ней вместо решения.

Ну, впрочем, этим и создаются предпосылки для итогового возвращения к истокам, что рано или поздно случится. Можно предвкушать, когда само всё окончательно упадет, но предпочтительнее этого не дожидаться. Не приходится думать, будто «здесь» всё только «плохо», а «там» всё гарантированно лучше. Вот это, к примеру, можно понять и оценить пост-фактум , и именно поэтому невозможно простить. Франция несет это в себе. И, однако, её маршрут продолжается.

название или описание

Продолжение: «Приехали»

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
ro_ss_omaxa
Nov. 11th, 2014 06:56 pm (UTC)
Сколько раз был в Европе никогда не замечал особой разницы между таможенниками. Ни у них особой радушности ни у нас какой-то мрачности. Обычные, как правило немного уставшие от рутинного просмотра паспортов люди.
rightview
Nov. 11th, 2014 07:30 pm (UTC)
Иду в парижском аэропорту, где плохо ориентируюсь, не могу поначалу понять, куда податься на регистрацию, смотрю: в каком-то направлении люди двигаются, я туда же, а поток регулирует здоровенный детина негр в мундире аэрослужащего. И вот он мне вдруг и говорит с милейшей улыбкой исключительно вежливо и по-русски: "Месье, а куда это вы идете"? Я говорю: как куда - так на регистрацию же. Он мне, не менее жизнерадостно: "месье, но регистрация не здесь, вы сначала пройдите ее вот там, а потом я вас тут встречу и т. д.". Таможенники, прочий персонал - везде, конечно, персонал. Но он имеет свои особенности ))
ro_ss_omaxa
Nov. 11th, 2014 07:49 pm (UTC)
ну да, нормально спросить особенно не в англоязычной стране как сориентироваться или оплатить проезд например. Но что в этом шокирует-то, как будто у нас по другому??? Сам десятки раз подобным образом помогал или подсказывал в Москве. Обычное человеческое поведение, плюс минус в зависимости от страны отличается, в России вполне средне радушное отношение. В уши лезть не будут, но если попросить как правило с готовностью помогут или попробуют подсказать.
chura24
Nov. 11th, 2014 07:10 pm (UTC)
Рассуждения интересные.Только противопоставление Европы России снижает тонус до либерально публицистического. Или так задумано было
rightview
Nov. 11th, 2014 08:32 pm (UTC)
Да, можно иногда и повыбивать дурь клином.

Ну, я тут имею в виду, что официозный антилиберализм все больше принимает настолько гротескные формы, что на него иначе почти невозможно реагировать.

Edited at 2014-11-11 08:40 pm (UTC)
chura24
Nov. 12th, 2014 08:19 am (UTC)
Согласен, как и либеральное антигосударственничество. Но суть даже не в этом. Во Франции я не был, а вот в Германии и в Англии бывал и бываю регулярно, и я не вижу разительной разницы в обслуживании по сравнению с Россией. У нас вообще меньше улыбаются и благодарят - даже на уровне образованного класса, с чего обслуга-то должна быть вежливее. А вообще, мои студенты которые давно живут и учатся в Германии все как один утверждают, что, прилетая на каникулы в Санкт-Петербург, ощущают себя в европейском городе, даже в чем-то более европейском, чем германские города: со своим достоинстом, своей движухой и со своими проблемами.
atharwan
Nov. 11th, 2014 07:19 pm (UTC)
"Антропология" лакейства все это. Только это все равно: побеждают народы не с более лакейской "антропологией", а другие.

Вообще удивительно как хочется некоторым русским интеллигентам на все распространить императивы лакейства. Вплоть до вот таких странных выводов, как в этом посте: что тот предопределен к спасению, у кого лакеи лучше.

"Очеловечивающее влияние капитализма". Звучит также как очеловечивающее влияние рабовладения. Превратим этих диких фракийцев в толерантных и милых гомосексуальных греков!

Особенно понравилось про "все вокруг свои". Эти свои убили нас в количестве 30 млн.

Категорический императив лакея, в общем.
rightview
Nov. 11th, 2014 08:30 pm (UTC)
Ну, если коснуться темы именно обслуживающего персонала, у которого вот такая работа - да, у нас многие именно так и рассуждают: я что, лакей что ли, прервать ковыряние в носу и обратить лишнее внимание на этого хренова покупателя, который тут приперся и мне жить мешать? А уж лишний раз шевельнуться - совсем позор: суетиться под клиентом. Все верно, писал об этом неоднократно, правда, в политическом контексте: самый верный признак холопа состоит в том, что человек ужасно боится показаться холопом и очень переживает, как бы его за такового не приняли. Но трансцендентально он и есть холоп. "Доблесть раба - это восстание": о таких сказано.
atharwan
Nov. 11th, 2014 08:35 pm (UTC)
""Доблесть раба - это восстание""

А на самом деле надо быть хорошим рабом и тогда ты как бы и не раб.

Нет, спасибо. Не нужно нам такой "антропологии" гордого холопа.
rightview
Nov. 11th, 2014 08:38 pm (UTC)
Надо не "не быть рабом". Надо быть кем-то.
seploff
Dec. 2nd, 2014 06:31 pm (UTC)
Супер!
Очень понравилось.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner