?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А проблема осталась

Два высказывания: одно о погибшем священнике о. Павле Адельгейме, другое принадлежит ему самому.

Впечатления от личности:

«…говорил, что когда встречает человека впервые, обаяние, исходящее от человека настолько сильно, что он забывает имена. Мы спросили: "А если от человека не исходит обаяние?" Он ответил: "Ну как же? Ведь каждый человек это образ Божий?" Самый ревнивый из нас: "Но ведь есть подонки, нелюди?". Отец Павел подумав немного: "Вы знаете, я не встречал таких". - "Ну а в лагере, где вы сидели и где вас хотели убить, где вы лишились из-за этого ноги?". Снова подумав: "Нет, нет, там тоже не встречал. Это просто несчастные люди. У меня от лагеря остались очень светлые воспоминания. Вот начальник лагеря (назвал его по имени-отчеству!). Он иногда становился агрессивным и ругался, но мы часто с ним сидели и говорили о вере, иной раз до трёх часов ночи. Он тоже искал»...

О «женщинах в храме»:

«ошибочно рассматривать этот поступок, как частный случай, вне связи с церковной и общественной жизнью. Реакция была естественной и возникла не на пустом месте. Она выразила общественную оценку симфонии, повторившей историческое заблуждение, приведшее к катастрофе 1917 года. Молебен заявил протест против смычки несовместимых начал: государственного механизма с церковным организмом, свободы с насилием, любви с корыстью. В-третьих, ответ спровоцирован государством, презревшим общественное мнение, и РПЦ, отвергнувшей народ Божий. Если правоохранительные органы нарушают права и свободы граждан, жаловаться некому. Легитимные средства защиты не работают. Государство толкает граждан на «несимметричный ответ», а потом расправляется с ними "по закону". В Российском государстве протестные акции социалистов вылились в терроризм - покушения на царя и сановников. Революция вылила накопившуюся ненависть на духовенство. Не следовало расстреливать крестные ходы из пулемета, не следовало "огнем и мечом" загонять в православие, требовать справки о ежегодном причащении. Заявление - "неадекватная акция" не подходит, если адекватный ответ не допускается. Сорвавшись с катушек, делают, что могут и как умеют. Современный терроризм тоже вырос на почве произвола и насилия. Насилие не породт любовь. Оно воспитает страх и ненависть поколений».

Как видим, о. Павел был склонен оправдывать «этих женщин» и не только их, но даже и красных погромщиков прошлого века, абсолютно так же, как оправдывал и прощал любого – частного – человека, с которым общался, невзирая на зло, которое, возможно, претерпел от него. Каждого он стремился понять и простить, вывести из-под морального удара. Однако о. Павел судил совершенно иначе в отношении институтов. К институтам (церковь, государство) он применял презумпцию виновности. В их конфликте с индивидуумами последние оказывались правы по умолчанию. Личность и институты – в разных категориях. Между ними пропасть.

Заметим, что церковь фактически признает это правильным и придерживается аналогичного подхода. В частной жизни прощение – это добродетель, а страдание, вплоть до мученичества, украшает христианина. Но церковь в целом по возможности воздерживается от подобных украшений, стремится не давать себя в обиду, достаточно охотно отвечает ударом на удар. Это восприниматся как само собой очевидная модель поведения. Как будто это реальность, которой заведомо чужды христианские моральные нормы и критерии ценности. Тем самым разрыв между личностью и институтами подтверждён и с другой стороны конфликта. Можно сказать, мы наблюдаем некое всеобщее правило. Всеобщее по крайней мере для России.

Из этого не вытекает ничего хорошего для судьбы институтов, которые по факту у нас, как известно, почти всюду являют собой колоссов на глиняных ногах. Модель внешней твердости, за которой скрывается внутренняя сакральная слабость и пустота, восходит к этому, только что отмеченному дуализму. Институты десакрализированы, оторваны от ценностного источника. Они не воспринимаются в народном сознании как нечто вполне серьезное, несмотря на всю суету, которую они разводят вокруг себя. И если это так, то в основе этой слабости противоречие, изроморфное только что описанному выше.

Простого объяснения ему с отсылкой к христианской индивидуалистической интенции, к тому, что у институтов нет бессмертной души, а у личности она есть, на мой взгляд, недостаточно. Институт – это тоже личность и личности: человеческая воля, которая его воздвигает и оформляет. Институт – состояние сознания. Нет никаких внятных причин во взаимодействии двух уровней личностного выдавать одному индульгенцию на все случаи жизни, а другой распинать и третировать при любой возможности. Разве что это ещё один догмат, о котором известно лишь посвященным. Если тем не менее перекос, о котором речь, наблюдается всюду, в том числе в деятельности о. Павла, то это лишь свидетельствует о глубине проблемы.
promo rightview october 8, 2010 11:39 38
Buy for 600 tokens
Народ должен быть недоволен жизнью, это его нормальное состояние. При правильном положении вещей недовольство жизнью – источник движения вперед. Между прочим, того самого, днем с огнем искомого в России Медведевым, Сурковым и иными модернизаторами. По каналам бизнеса энергия…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
lehnoved
Aug. 7th, 2013 01:30 am (UTC)
Я некоторое время был подписан на блог о. Павла (пока цеплялся за Православие), потом разочаровавшись в Православии окончательно, перестал его читать, воспринимая, как Дон Кихота наших дней, признавая при этом, что Адельгейм стоит для меня на недосягаемой нравственной и духовной высоте.

Вечная ему память.
3seemingmonkeys
Aug. 7th, 2013 02:40 am (UTC)
как же вы разочаровались в православии, если нравственные идеалы православия сохранились у вас.
lehnoved
Aug. 7th, 2013 02:57 am (UTC)
Не Православия, как религии, а личности о. Павла - не путайте. Я не смешиваю понятия "Православный" и "Христианин" - это не всегда одно и тоже
rightview
Aug. 7th, 2013 04:30 am (UTC)
Разочаровались в православии окончательно в пользу чего?
lehnoved
Aug. 7th, 2013 04:48 am (UTC)
В пользу Христианства. Есть Учение Христа, а есть множество видов его интерпретации и Православие - одно из них.

Конечно я понимаю, что и меня можно обвинить в том же самом и это будет правильно - любое мнение субъективно по определению, но в на этом и стоит Христианство! Если угодно, то Христос был первым гегельянцем, ибо разрушил понятие о Единой Доктрине, заронил сомнение в умы своих учеников, призвал их к индивидуальному поиску ("Познайте Истину и она сделает вас свободными").

Увы, люди боятся свободы и чуть поблуждав снова вернулись к Доктрине/Догме.
rightview
Aug. 7th, 2013 05:21 am (UTC)
А христианство - религия без догм?
lehnoved
Aug. 7th, 2013 05:31 am (UTC)
Если Вы читали Новый Завет, то должны сами знать ответ на этот вопрос )))
rightview
Aug. 7th, 2013 08:45 am (UTC)
"Новый завет" - коллективный труд, который редактировался, собирался, подгонялся, отбирался церковью. В церковь Вы не верите. Тогда почему Вы верите именно в эти книги НЗ, которые получены Вами из рук Церкви? У самого НЗ может быть 50 разных интерпретаций - по числу арианских, гностических и т. д. ересей и версий, которые бытовали в ранние века христианства и во время реформации. У Вас 51-я версия? Или Вы просто читаете Евангелия как Лев Толстой, восхищаясь представленной там высоконравственной личностью?
lehnoved
Aug. 7th, 2013 08:49 am (UTC)
Я и не предлагаю воспринимать НЗ, как сакральный текст, "Слово Божье". Вы правы, это компиляция текстов, которые собирали откуда могли. Но анализ текста позволяет извлечь из него ту основную идею, которую продвигал Христос - она красной нитью проходит через все синоптические евангелия
rightview
Aug. 7th, 2013 08:50 am (UTC)
"Извлечь идею, которую продвигал Иисус" многие пытались. И какова Ваша версия?
(no subject) - lehnoved - Aug. 7th, 2013 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Aug. 7th, 2013 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - lehnoved - Aug. 7th, 2013 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Aug. 7th, 2013 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - lehnoved - Aug. 7th, 2013 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Aug. 7th, 2013 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - lehnoved - Aug. 7th, 2013 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Aug. 7th, 2013 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lehnoved - Aug. 7th, 2013 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Aug. 7th, 2013 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lehnoved - Aug. 7th, 2013 10:42 pm (UTC) - Expand
qwerty_writer
Aug. 7th, 2013 06:47 am (UTC)
А где Вы видели "религию без догм?"
Но фокус в том, что наши понятия свободы, гуманизма — обусловлены христианством, как религией, оформлены христианством — как религией! — с догмами, с доктринами...
Уберите христианство — что останется от христианских понятий свободы и гуманизма — пустота, nihil.
Вы хотите заполнить образующийся вакуум юпитерианством? — что ж, Ваша попытка достойна восхищения — в эстетическом плане.
Но ... не встроена ли Ваша грандиозная (без тени иронии) попытка ... в рамки постмодерна?
rightview
Aug. 7th, 2013 08:49 am (UTC)
>Вы хотите заполнить образующийся вакуум юпитерианством?

Я? Нет. Хотеть заполнить пустоту - да, это могло бы быть и постмодернизмом. Но я же не вербую Вас в "Церковь св. Юпитера"? Нет.

Я рассказываю о Юпитере не с целью заполнить чью-то пустоту! У меня нет пустоты, и "от избытка сердца говорят уста".
qwerty_writer
Aug. 7th, 2013 12:11 pm (UTC)
"От избытка" — это хорошо... правда — хорошо! Но Вы представляете себе масштаб задачи? Это ведь не какую то деталь поменять, а всю конструкцию в целом...
...Я ведь не о политической системе, "режиме" сейчас. Это — мелочь...
Как бы это ... чувствуете Вы себя частью чего то, какой то силы, какого то тренда (извините...)?
Ваше юпитерианство — это ветер, что наполняет Ваши паруса или Вы родили его "из головы", как тот же Юпитер — Минерву (если я ничего не путаю)?
rightview
Aug. 7th, 2013 12:39 pm (UTC)
А Вы прочтите тексты и посмотрите. Как чувствуется? Ответ на Ваш вопрос - он же где-то между строк.

Пустота, если и заполнится, то непустыми людьми. Я вот не чувствую себя пустым, есть у меня такой недостаток. И не хочу это скрывать. Значит ли это, что я ставлю задачу Вас и всё вокруг обратить в "юпитерианство"? Конечно, каждый, кто "делится своим содержанием", стремится "заполнить мир". Ну, и на здоровье. Но разворачивать миссионерскую деятельность по обращению всех и вся в "юппитерианство", я в ближайшее время не планирую. Хотя напрасно, наверное... Надо об этом подумать!


Edited at 2013-08-07 12:39 pm (UTC)
(no subject) - qwerty_writer - Aug. 7th, 2013 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Aug. 7th, 2013 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qwerty_writer - Aug. 8th, 2013 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Aug. 8th, 2013 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qwerty_writer - Aug. 8th, 2013 05:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - rightview - Aug. 8th, 2013 06:56 pm (UTC) - Expand
qwerty_writer
Aug. 7th, 2013 06:34 am (UTC)
Первым гегельянцем был платоновский Сократ.
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner