?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На родине Заратустры

название или описание

Одна из целей поездки в Лигурию – пройти путями, которыми зимой 1882-1883 г. передвигался Ницше, сочиняя первую часть книги «Так говорил Заратустра». «Странник и горный ходок», большой ценитель многочасовых прогулок, позже вспоминал об этом времени так:

«Зиму я жил в той уютно тихой бухте Рапалло, недалеко от Генуи, которая врезается между Кьявари и мысом Портофино. Мое здоровье было не из лучших; зима выдалась холодная и чрезмерно дождливая; маленькая гостиница, расположенная у самого моря, так что ночью прилив просто лишал сна, представляла почти во всем противоположность желательного. Несмотря наэто и почти в доказательство моего утверждения, что все выдающееся возникает "несмотря", в эту зиму и в этих неблагоприятных условиях возник мой Заратустра. - В дообеденное время я поднимался в южном направлении почудесной улице вверх к Зоальи, мимо сосен и глядя далеко в море; после обеда, так часто, как только позволяло мое здоровье, я обходил всю бухту от Санта-Маргериты до местности, расположенной за Портофино. Эта местность и этот ландшафт сделались еще ближе моему сердцу благодаря той любви, которую чувствовал к ним император Фридрих III; случайно осенью 1886 года я был опять у этих берегов, когда он уже в последний раз посетил этот маленький забытый мир счастья. - На обеих этих дорогах пришел мне в голову весь первый Заратустра, и прежде всего сам Заратустра, как тип: точнее, он снизошел на меня...»

(Ницше, «Ecce homo»)

В письме Гасту 3 сентября 1883 г. Ницше связывает отдаленные проблески комплекса идей и образов Заратустры со своим пребыванием в континентальной, а не прибрежной горной местности – с Энгадином. («Этот Энгадин – место рождения моего Заратустры». Я как раз только что обнаружил первый набросок, на нем значится: «начало августа 1881 года в Сильс-Мария. В 6000 футов над уровнем моря…») Однако фактом является то, что текст первой части книги появился на «Юге», в Рапалло, куда автор приехал в состоянии полного расстройства здоровья и после эпизодов, окончательно дистанцировавших его от той сферы, которую принято называть в обиходе «личной жизнью». (Осталась только сверхличная?) К моменту прибытия Ницше, насколько известно, не имел конкретных творческих планов, намеревался лишь провести здесь зиму и относительно прийти в себя. Концепция книги и сама рукопись появились именно здесь, о чем Ницше пишет тому же Гасту 1 февраля 1883 г.: «возможно Вам будет приятно услышать о том, что именно я собираюсь… готовить к печати. Речь идёт о совсем небольшой книжке – где-то в сотню печатных страниц. Однако это лучшее из всего, что я написал, и с написанием этой вещи я снял с души тяжелый камень. У меня нет ничего более серьезного и вместе с тем более светлого». Впоследствии он подтвердит эту локализацию происхождения текста в «Ecce homo».

Итак, Рапалло и его окрестности – место особенное. На улицах этого тихого приморского городка произошел тектонический сдвиг в европейской культуре. Тут родина книги, образов и смыслов, на чье описание (их значения, влияния и т. д.) я не стану сейчас тратить красноречие и время… но кое-что всё же скажу. Ницше приступил здесь к написанию текста в древнем индоевропейском гимническом стиле священной пра-речи, которая упорядочивает неупорядоченный мир, претендуя создать новое небо и новую землю. Когда перед тем сочинялись последний раз такие тексты на европейской почве? Не вопреки, но благодаря своему «поэтическому» характеру, книга, начатая в Рапалло, позволяет понять многочисленные детали всей философской программы автора. В световых эффектах этого произведения искусства получают свой наиболее адекватный и глубокий смысл интерпретации других, «исследовательских» текстов Ницше, больше востребованных в академических кругах («К генеалогии морали», условный корпус записей «Воли к власти»).

Запрос на вышеуказанный тип речи не случаен. Он восходит из подоснов европейской субъективности Нового времени, выражая «положение человека в космосе», сжавшемся до точки, но ищущем взрывным образом родиться заново и ждущем от человека новой мироустроительной речи. Это не антропоцентризм, но культ силы, духовной силы, проникающей собой мир и устрояющей его – и культ (сверх)человека как её носителя. Сила организует сущее в той мере, в какой господствует в нём, возвращаясь к себе из своих проявлений, надстраиваясь над собой. Ницшевский «сверхсубъект» выступает как её идея, её рефлексия в себя, её культурно-ценностное самоутверждение. Он – это сама эта сила как абсолютная: ось вертикального измерения, лестница, связующая высоту с глубиной, речь, которая «веет как ветер, охватывая миры, по ту сторону неба, по ту сторону земли», если использовать самоопределение Ригведы (X, 125). Подобные духовные устремления фиксируются в текстах легендарной индоарийской древности. Такой принципиальный для послеведийского мышления персонаж, как Вишвамитра, с той же степенью необходимости присутствует в сознании и сочинениях позднего Ницше. Ну, и хватит теории на этом.

Сказанным обусловлен интерес к ландшафту, окружавшему автора «Заратустры». Согласно имеющимся данным, он жил в в отеле, который сейчас называется «Vesuvio»:

название или описание.

Об этом можно прочесть, например, тут. Эзра Паунд, который предпочитал Рапалло в качестве места постоянного пребывания в 30-е годы, писал своим знакомым: «Ницше жил здесь, хотя я этого долгое время не знал. У него была комната над павильоном, где я обедал все эти годы».

Вот, собственно, этот «павильон»:

название или описание

Отель «Vesuvio» расположен в самом центре набережной Рапалло. На этом снимке, сделанном со стороны моря, его нетрудно разглядеть.

название или описание.

Ну, а теперь и сам Рапалло: утопающий в зелени и цветах город особняков, отелей, яхт. Напоминает Санта-Маргериту – соседний город Лигурии, где Ницше тоже останавливался осенью 1882 г. Первое фото из кабины фуникулера.

название или описание


название или описание


название или описание


название или описание


название или описание


название или описание


название или описание


Мостик времен пунических войн. Утверждается, что чуть ли не Ганнибал его и построил, чье имя он в итоге и носит.


название или описание


Как и Санта-Маргерита, современный Рапалло – город дорогой недвижимости и весьма небедных людей.


название или описание


название или описание


название или описание


название или описание


название или описание


название или описание


название или описание


В «микрорайонах» «многоквартирной» застройки интересно посмотреть на оформление террас и балконов.


название или описание


На следующем фото есть смысл обратить внимание на самые верхние видимые объекты. Насколько известно, Ницше любил подниматься туда. Поднимемся и мы, но в продолжении этого текста.


название или описание


название или описание


название или описание


Мотоциклист в городе Заратустры. Увековеченное становление.

название или описание


Вечером в отелях вдоль набережной может мешать спать отнюдь не только шум волн, как в 1883 г.


название или описание


Но, несмотря на вечерний гвалт, одинокий журавлик тихонько меряет мелководье в районе главной городской достопримечательности:


название или описание


название или описание

Продолжение.
promo rightview june 18, 17:14 5
Buy for 600 tokens
В этом блоге мы занимаемся главным образом детализацией того, как самосознание порождает социально-политическую реальность. В частности, как левое самосознание общества порождает власть, отчужденную и от него, и от себя. Как кастрированная этим самосознанием власть утрачивает способность…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
sermond541
Jun. 24th, 2013 06:45 am (UTC)
а "Заратустру"-то многие осилили? Я, вот, в 1991 году именно, что "осилил"...
rightview
Jun. 28th, 2013 11:50 am (UTC)
А вон, смотрите, ниже кто-то пишет, что нет там ничего непонятного.
sermond541
Jun. 28th, 2013 12:30 pm (UTC)
да я разве говорю, что там непонятно что-то?! я про то, что уж больно занудно написано...
rightview
Jun. 28th, 2013 12:50 pm (UTC)
То есть расчет автора пролезть за счет попсовости не удался? Сплошные скучные банальности?
(Anonymous)
Jun. 25th, 2013 05:34 am (UTC)
правильное место
Побывав и в Портофино, и в С.-Маргарите, предположу, что Заратустра возник как раз в благоприятных для себя условиях, а не «несмотря» на окружающие обстоятельства. Тропы над морем дают возможность остаться наедине с собой, небом, и городками, приглушенно гудящими под ногами. А непогода, скорее всего, только усиливала впечатление.
ext_1636631
Jun. 27th, 2013 09:17 pm (UTC)
Ницше приступил здесь к написанию текста в древнем индоевропейском гимническом стиле священной пра-речи, которая упорядочивает мир, претендуя создать новое небо и новую землю. Когда перед тем сочинялись последний раз такие тексты на европейской почве?

Христиане писали в стиле гимнософистов, - так называли греки индусов.

Так говорил Заратустра-запись софистических тезисов об эволюции человека от обезьяны к сверхчеловеку-очень понятная для массы людей нашего времени, которые находятся под влиянием теории эволюции.
rightview
Jun. 28th, 2013 11:49 am (UTC)
>очень понятная для массы людей нашего времени, которые находятся под влиянием теории эволюции

Ну да, новый синтез производится из обломков старого как строительного материала. Но я бы не спешил при этом называть теорию эволюции "понятной". Она и сейчас далека от строгости физических или математических теорий. А уж в XIX веке это вообще являлось некой мистикой наоборот.
ext_1636631
Jun. 28th, 2013 06:57 pm (UTC)
Теория эволюции воспринималась в 19 веке как альтернатива христианскому объяснению происхождения человека. И той же позиции придерживается Ницше, добавляя от себя идею появления сверхчеловека. Люди нашего времени уже не воспринимают теорию эволюции как что-то страшное или мистическое, поэтому легко принимают софистику Ницше.
Погуляв по тем же улицам, Ницше понял бы свою ошибку , так как человек эволюционировал за век в обратную сторону.
rightview
Jun. 28th, 2013 07:34 pm (UTC)
Ницше не раз высказывался, что не верит в дарвиновскую теорию эволюции и добавлял, что наиболее приспособлены к выживанию худшие и самые примитивные. Поэтому никакого автоматизма эволюции человека в сверхчеловека нет. То, о чем Вы говорите, ошибка не Ницше, а Вашего незнания текстов Ницше.
ext_1636631
Jun. 28th, 2013 08:20 pm (UTC)
Ницше не верил и в библейскую теорию, по которой выживают лучшие и совершенные. Нет никакого автоматизма эволюции человека в сверхчеловека-ваш тезис абсурден, так как сверхчеловека вы уже нашли в каких то своих текстах Ницше, да ещё и на русском языке, хотя сверхчеловека в природе не было и нет. И не стоит вам вмешиваться в философские споры, если вы не совсем философ и лишь пытаетесь писать наукообразно философски.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

Br
rightview
rightview

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

ДРУГИЕ АККАУНТЫ БЛОГА RIGHTVIEW

ОСНОВНОЕ

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner